Полуденные сети


«Полуденные сети» (англ. Meshes of the Afternoon) — американский 14-минутный экспериментальный немой фильм, снятый Майей Дерен и Александром Хаммидом[en] в 1943 году. Считается вехой в истории артхаусного кинематографа в США. Фильм был включён в Национальный реестр фильмов на второй год после создания реестра, в 1990 году. Обе роли в фильме сыграли Хаммид и Дерен, которые во время его создания состояли в браке. Следующий муж Дерен, японский композитор Тэидзи Ито[en], в 1959 году написал музыку к фильму[источник не указан 372 дня].

Фильм построен на круговращении фабулы, состоящей в том, что, следуя за фигурой в чёрной накидке с зеркалом вместо лица героиня возвращается к себе в дом, садится в кресло, закрывает глаза и видит, как она идёт к дому за фигурой с цветком в руке, останавливает проигрыватель, садится в кресло[источник не указан 372 дня].

Многослойное повторение сновидческого мотива вкупе с раздваиванием и мутацией персонажей позволяет расценивать «Полуденные сети» как «фильм-сновидение» (dream film). Повторяющиеся образы ключа и ножа можно истолковывать как зримое воплощение эротических и «самоистребительных» импульсов главной героини. Последний кадр наводит на мысль о том, что героиня покончила с собой[источник не указан 372 дня].

Майя Дерен считала, что фильм должен напоминать стихотворение. Кино для неё было неповествовательной художественной формой, тайнописью глубоко прочувствованных образов, которые создают определённое настроение, выявляя загадочное в повседневном[стиль]. Фильмы Дерен практически лишены литературно-повествовательного элемента, своей абстрактностью напоминая музыку. В этом они продолжают традиции кинематографа Жермен ДюлакРаковина и священник») и Луиса БунюэляАндалузский пёс»)[источник не указан 372 дня].