Попрошайничество


Попрошайничество — активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода[1]. Часто сочетается с бродяжничеством. Согласно толковому словарю Ушакова, попрошайничество — это занятие нищенством либо постоянное, нудное приставание с просьбами о чем-нибудь.

Существуют специализирующиеся в данной сфере криминальные группировки, которые заставляют заниматься попрошайничеством бомжей и несовершеннолетних.

Также существует своеобразный подвид попрошайничества — аскерство (от англ. ask — спрашивать). Аскер или аскет [источник не указан 1026 дней](человек, который аскает) — помощник уличных музыкантов, человек, проходящий среди зрителей и собирающий (выпрашивающий) добровольные пожертвования от слушателей. Термин также распространён среди хиппи[2].

В странах Африки и в России развито интернет-попрошайничество, в том числе мошенничество с помощью служб знакомств, когда отдельные интернет-мошенники или их группы рассылают электронные письма с просьбой о благотворительности, создают фиктивные благотворительные интернет-сайты с целью собственного обогащения[3].

По частоте попрошайничества и его роли в доходах попрошайки выделяют любительское (факультативное) и профессиональное (облигатное) попрошайничество. Для попрошайки-любителя сбор милостыни не является основным источником дохода, он просит деньги лишь время от времени, для духовного удовлетворения или же в случае возникновения определённых ситуаций (нет денег на билет (или не хочется отдавать на билет свои деньги), закончилась зарплата и т. д.). Для профессиональных нищих попрошайничество является основным родом деятельности, способом заработка.

По степени свободы попрошаек разделяют на просящих добровольно — тех, кто собирает милостыню для собственных нужд, и работающих на хозяев, сдающих всю полученную выручку им. Последние часто находятся фактически в рабстве, содержатся в тяжёлых бытовых условиях и не могут свободно покинуть хозяев, за попытки уйти или даже недостаточное количество собранной милостыни к ним может применяться сила. В то же время есть и те, кто просит деньги «на хозяев» добровольно, в обмен на предоставляемый кров и еду.