Бортовой камень


Бордюр[1], бордюрный камень[2][3] (также бордюр (фр. bordure, от bord — край), поребрик[4]) — изделие, строительный материал, применяемый как разделитель между проезжей частью и тротуаром, велодорожкой и так далее.

Бортовой камень используется в качестве огораживающего элемента, который выполняет роль ограничения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, проезжей части, декорирования парковых ландшафтов и других территорий. Также изделия представляют собой надежную защиту от размытия обочины, осыпания грунта, способствуют долговечности плиточного покрытия, так как они не деформируются и не трескаются под воздействием механической загрузки и природных проявлений.

Вне зависимости от вида бордюра его производство осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ[5]:

В ГОСТ 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[6] и о его верхе[7] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[8] В ГОСТ Р 52767-2007[9] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.