Портокарреро де Гусман-и-Суньига, Мария Франсиска де Салес


Мария Франсиска де Салес Портокарреро де Гусман-и-Суньига (исп. María Francisca de Sales Portocarrero de Guzmán y Zúñiga; 10 июня 1754, Мадрид — 15 апреля 1808, Логроньо) — испанская аристократка, 6-я графиня Монтихо и грандесса Испании (1763—1808), известная фигура эпохи Просвещения в Испании.

Родившаяся в Мадриде 10 июня 1754 года, она была единственной дочерью Кристобаля Педро Портокарреро Осорио-и-Гусмана (1728—1757), 3-го маркиза де Вальдеррабано, и Марии Хосефы Лопес де Суньига-и-Тельес-Хирон, 16-й виконтесса Вальдуэрна (1733—1796), придворной дамы королевы Марии Амалии Саксонской, дочери графов Миранда, герцогов Пеньяранда-де-Дуэро.

В 1757 году, когда умер её отец, мать ушла в монастырь, а девочку в возрасте четырех лет приняли в Королевскую салезию Мадрида. Эту женскую школу-интернат, где девочки знатных родов получали хорошее для того времени образование, основала королева Барбара де Браганса. Когда Марии Франсиске было девять лет (1763), умер её дед по отцовской линии, от которого она унаследовала его многочисленные дворянские титулы и поместья, в том числе титул 6-й графини де Монтихо, под которым она и стала известна.

Она бросила школу в возрасте четырнадцати лет после того, как устроила свой брак с Фелипе де Палафокс-и-Крой (3 июля 1739 — 24 октября 1790): военным на пятнадцать лет старше её, вторым сыном Хоакина Антонио де Палафокса Ребольедо и Сентуриона де Кордовы, 6-го маркиза де Ариса, и Мари Энн Шарлотты де Крой. У супругов было восемь детей, из которых выжило шестеро: два мальчика и четыре девочки.

Франсиска овдовела в 1790 году, а пять лет спустя она снова вышла замуж за Эстанислао де Луго-и-Молина (20 июня 1753 — 8 января 1833), человека более низкого социального положения, чем ее, но с которым она разделяла глубокую дружбу и многие сходства. Это был тайный брак, но с королевской лицензией, необходимой, потому что она принадлежала к грандам Испании.

С самого раннего возраста графиня Монтихо проявляла большую интеллектуальную неугомонность, она была пропитана идеями Просвещения и чувствовала стремление распространять их в обществе. Средства, которые были предложены ему оперативно, были общественными отношениями, но на протяжении всей своей жизни он всегда стремился к большему публичному выступлению.