Портрет мадам Икс


«Портрет мадам Икс» (фр. Portrait de Madame X) — портрет парижской светской красавицы Виржини Готро, написанный американским художником Джоном Сарджентом в 1884 году.

На картине изображена дама в чёрном вечернем платье с бретельками из драгоценных камней. На первоначальной версии картины одна из бретелек была кокетливо спущена. Портрет характеризуется контрастом между бледной кожей с тёмным платьем и фоном.

Скандал, возникший из-за неоднозначного приема картины на Парижском салоне 1884 года, стал временной неудачей для Сарджента во Франции, хотя, возможно, позже помог ему сделать успешную карьеру в Великобритании и Америке[1].

Портрет был написан не по заказу мадам Готро, а по просьбе Сарджента[2], который впервые увидел её в 1881 году, был поражён красотой и через друга попросил у Вирджини Готро позволения написать её портрет[3]. Сарджент рассчитывал, что эта картина привлечёт большое внимание на предстоящем Парижском салоне и вызовет интерес потенциальных клиентов. Хотя мадам Готро уже отклонила несколько подобных просьб, она согласилась на предложение Сарджента в феврале 1883 года[4], возможно, потому что художник был таким же экспатриантом, как и она сама, и оба они нуждались привлечении внимания для достижения более высокого статуса во французском обществе[5].

Работа зимой 1883 года продвигалась медленно из-за бурной общественной жизни мадам Готро и того, что она не обладала усидчивостью модели, которой необходимо в течение долгого времени позировать художнику. По её предложению Сарджент посетил имение Готро в Бретани в июне 1883 года, где сделал серию набросков карандашом, акварелью и маслом[6]. После этой поездки сохранилось около 30 рисунков, представляющих мадам Готро в различных позах. Этюд маслом «Мадам Готро пьёт тост» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер), так же как и окончательный портрет, изображает Вирджини Готро в профиль с обнажёнными руками на тёмном фоне, однако написан в более вольном стиле, чем «Портрет мадам Икс». В провинции работа над портретом продвигалась не быстрее, чем в Париже, так как мадам Готро и здесь вела напряжённую общественную жизнь, постоянно принимала гостей. Сарджент жаловался на её «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень»[7].

Для окончательного варианта портрета Сарджент выбрал для Готро позу, когда корпус развёрнут к художнику, голова повёрнута в профиль, а правая рука выдвинута назад и опирается на низкий столик. Так создавалось напряжение, позволявшее подчеркнуть элегантные контуры модели[8]. Даже после выбора композиции работа шла медленно, лишь к осени портрет был близок к завершению[2][9].