Посадка на воду


Посадка на воду или приводнение — посадка, осуществляемая на водную поверхность. Для воздушных судов-амфибий, гидросамолётов и летающих лодок, а также водоплавающих птиц такой тип посадки является штатным; для прочих типов воздушных судов — аварийным.

Вода занимает более 2/3 площади Земли, к тому же водная поверхность, особенно рек, озёр и закрытых гаваней, представляет собой гладкую поверхность, поэтому не случайно начиная с начала XX века конструкторы были одержимы идеей использования поверхности воды в качестве уже готового аэродрома. Первый гидросамолёт создал в 1909 году Гленн Кёртисс, а в период Первой мировой войны гидроавиация была выделена в отдельный вид. В отличие от сухопутных аэродромов, расширение которых требовало новых земель, водные акватории в большинстве имели значительные площади, фактически не сдерживая рост размеров гидроавиации, которая в 1930-е — 1940-е годы испытывала расцвет, а в 1947 году Говардом Хьюзом был построен H-4 Hercules, который стал самым большим представителем гидроавиации — длина более 66 метров при размахе крыла более 97 метров. Именно благодаря гидросамолётам начали выполняться авиарейсы на отдалённые острова, как например Филиппины, где строительство сухопутных аэродромов было весьма затратным. Но начиная с конца 1940-х годов обычная «сухопутная» авиация начала постепенно увеличивать долю в числе трансокеанских рейсов, чему способствовали более высокие скорости за счёт отсутствия боковых поплавков и другого аналогичного оборудования, предназначенного для посадки на воду, но при этом увеличивающего аэродинамическое сопротивление.

Но при всех своих кажущихся преимуществах у приводнения есть серьёзная проблема — вода хоть и является жидкостью, но с высоким поверхностным натяжением и низкой сжимаемостью, из-за чего удар о водную поверхность на высокой скорости сравним с ударом о твёрдое тело, что грозит разрушением конструкции. Также морская поверхность редко бывает гладкой из-за наличия волн, что приводит порой к необходимости оборудования закрытых акваторий. Для возможности приводнения ночью используют специальные фонари, которые располагают на воде через определённое расстояние вдоль курса посадки.