Последние дни (фильм, 2005)


«После́дние дни́» (англ. Last Days) — полу-биографическая драма режиссёра Гас Ван Сента, рассказывающая историю последних дней жизни рок-музыканта по имени Блейк. Премьера картины состоялась 13 мая 2005 года на Каннском кинофестивале.

В событиях и персонажах картины можно заметить явные отсылки к биографии Курта Кобейна, лидера гранж-группы Nirvana, но, несмотря на это, создатели фильма характеризуют все события картины как «вымышленные», хотя и задуманные под впечатлением от последних дней жизни Кобейна. Фильм завершает снятую Ван Сентом «трилогию смерти» (первые два фильма трилогии — «Джерри» и «Слон»).

Фильм начинается демонстрацией прогулки Блейка в близлежащем к его дому лесу. Проведя несколько часов то у костра, то у реки, то просто продираясь сквозь лес, Блейк возвращается в дом. В это время его розыскивают несколько персонажей разного рода: продюсеры звукозаписывающих компаний настаивают на его участии в гастрольном туре, женщина, которая может быть как его женой, так и матерью, интересуется его отношениями с дочерью, друзья пытаются решить с ним их мелкие личные проблемы, даже частный детектив следит за ним. Блейк всячески избегает встреч с кем-либо из них и проводит большую часть времени, расхаживая по дому и окрестному лесу, бормоча себе что-то под нос и записывая в блокнот стихотворные строчки. Музыкант выглядит слабым и измождённым, немного «оживая» только однажды, когда добравшись до студии в доме начинает играть на гитаре и петь под неё песню «Death to Birth». Некоторое время спустя подошедший к теплице садовник обнаруживает там неподвижно лежащего музыканта, и мы можем наблюдать душу Блейка, отделяющуюся от тела. Друзья Блейка, проведшие несколько дней в доме, испугавшись, что смерть хозяина дома может навлечь на них неприятности, садятся в машину и уезжают в Лос-Анджелес. Фильм заканчивается сценами, демонстрирующими небрежную работу сотрудников Скорой помощи над телом Блейка.

В фильме так же прозвучала песня «On Bended Knee» группы Boyz II Men, однако она не была включена в саундтрек.

Точную последовательность событий, происходящих в картине, установить довольно трудно из-за «эллиптической» манеры съёмки, которую Гас Ван Сент широко использовал во всех своих последних фильмах (наиболее ярко она представлена в фильме «Слон»). Некоторые события в такой манере демонстрируются по нескольку раз, часто с разных (хотя иногда и одинаковых) углов зрения, «закольцовывая» таким образом временную составляющую кинематографического нарратива. Автор привлекает таким образом больше внимания к ключевым, по его мнению, эпизодам фильма. Другой характерной чертой такого подхода является пристальное внимание к сиюминутным деталям, попадающим в кадр, в противовес драматическим событиям основной сюжетной линии, происходящим в это время за пределами кадра.