Постмодернизм в теории международных отношений


Постмодернизм в теории международных отношений представляет собой оформившийся в 1980-е гг. комплекс теоретических подходов к исследованию явлений международной жизни, в основе которого лежат идеи европейских философов-постструктуралистов 20 века (Мишель Фуко, Жак Деррида, Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр)[1]. Существует два подхода к пониманию постмодернизма как теории международных отношений. В узком смысле постмодернизм анализируют дискурс эпохи модерна, критикует идеалы Просвещения и выявляет последствия их утверждения для сферы политики и международных отношений. В расширительном смысле к постмодернизму относят также постструктурализм. Постструктуралисты изучают функции языка как инструмент конструирования социальных смыслов [2]. К числу выдающихся исследователей-постмодернистов в теории международных отношений относят Ричарда Эшли, Джеймса Дер Дериана, Майкла Шапиро и Роба Уолкера.

С одной стороны, формирование постмодернизма как теории международных отношений обусловлено трансформацией социальной и технологической действительности. Повсеместное внедрение новых информационных и коммуникативных технологий способствовало виртуализации социальных процессов и явлений международной жизни. Под влиянием информационной революции изменилась роль масс-медиа в обществе. Средства массовой информации не только получили повсеместное распространение, но и обрели новые инструменты воздействия на аудиторию, оперируя знаками и конструируя смыслы. Эти изменения привели к качественной трансформации международной среды и к формированию новых законов её функционирования, которые не получали объяснения в рамках рационалистических теорий международных отношений[3].

С другой стороны, становление постмодернизма стимулировала растущая неудовлетворенность рационалистическими теориями международных отношений[4]. В 1980-е гг. в условиях т.н. "второй холодной войны" в адрес реализма все громче звучали обвинения в том, что эта теория не только не способна остановить биполярную конфронтацию и гонку ядерных вооружений, но и напротив, лишь способствует обострению конфликта, конструируя образ врага[5]. Таким образом, в науку постепенно проникала мысль о том, что теории не объясняют политические процессы, а сами являются их частью, формируют их[6]. Кроме того, критике подверглись основные категории реализма: государственный суверенитет, анархическая природа международных отношений, безопасность как базовая потребность государства, - ввиду того что они не отражают динамики современных международных отношений[7]. С позиции постмодернизма эпистемологические и методологические предписания рационалистических теорий, долгое время рассматривавшиеся как абсолютная истина, не могут претендовать на универсальность в силу их исторической обусловленности[7].