Пост кинопроекции


По́ст кинопрое́кции — один из кинопроекторов, входящих в киноустановку, рассчитанную на непрерывный кинопоказ фильмов, состоящих из нескольких частей[1]. Длительность одной стандартной части кинофильма, изготовленного на 35-мм киноплёнке, не может превышать 10 минут, поэтому при показе полнометражных фильмов длительностью 1—2 часа применяется несколько кинопроекторов, в каждый из которых заряжается одна часть фильмокопии. В момент окончания части в одном проекторе запускается следующий с таким расчётом, чтобы сделать переход между частями незаметным на экране. Это называется переходом с поста на пост. За время демонстрации очередной части киномеханик успевает зарядить киноплёнку в следующий пост и подготовить его к работе. До конца 1990-х годов наличие в кинотеатрах двух и более постов было обязательным.

Впервые несколько постов кинопроекции начали использовать в крупных европейских и американских кинотеатрах в 1914 году, исключив остановку сеанса через каждые 15 минут при «немой» частоте проекции 16 кадров в секунду[2]. На этот момент средств автоматизации не существовало и для точного перехода с поста на пост использовалась только специальная разметка ракорда фильмокопий, облегчающая зарядку каждой части и точный пуск следующего поста, выполнявшийся вручную. Так, для обозначения момента запуска механизма следующего проектора для точного совмещения начала следующей части с концом предыдущей в верхнем правом углу кадра каждой части на долю секунды появляется круглый маркер (сигнал «мотор»), видимый за 8 секунд до окончания части. В широкоэкранных фильмах метка выглядит, как овал из-за анаморфирования. Увидев её на экране, киномеханик должен запустить механизм следующего поста, чтобы он успел разогнаться до номинальной скорости. Затем, за одну секунду до начала конечного ракорда части, появляется такой же маркер «переход»: это сигнал для открытия световой заслонки второго поста и закрытия заслонки первого.