Право первой ночи


Право первой ночи (лат. jus primae noctis; нем. Recht der ersten Nacht, также Herrenrecht[1]; фр. droit de cuissage[2], букв. «право возложения ляжки», также droit de prélibation) — право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности, прецедентно существовавшее в Средние века в европейских странах. В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой подати. Одни историки признают существование «права первой ночи», если не де-юре, то де-факто, другие считают его популярным мифом, возникшим в более позднее время; многие из последних при этом признают, что у феодалов де-факто были большие возможности для понуждения крепостных девушек к сожительству с ними[3][4].

Бахофен, Морган, Энгельс видели в праве первой ночи остаток группового брака. В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли ещё право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг мужчин, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора — в Средние века. По данным, приводимым[откуда?] Фридрихом Энгельсом, у некоторых народов друзья и родственники жениха и невесты предъявляли свои исконные права на невесту в брачную ночь, и жених стоял только в конце этого ряда. Так было в древности у балеаров до середины XIX века, у некоторых африканских племён (авгилов); по крайней мере до конца XIX века этот обычай существовал у племени бареа в Абиссинии[5]. У других должностное лицо, представитель племени или рода — касик, шаман, жрец, князь — заступает место общественной группы и пользуется правом первой ночи. Появление обычая, вероятно, связано с:

Считалось, что данный акт связан с утратой большого количества маны и оттого вредит обычному человеку. Именно поэтому приглашали колдуна или вождя (в зависимости от обряда).

У древнеливийского племени адирмахидов существовал похожий обычай, про который рассказывает Геродот в своём трактате «История» (книга IV Мельпомена, 168); «[…] только у них существует обычай предлагать царям своих девушек на выданье. А царь тех девушек, которые ему больше всего любы, лишает невинности»[6], что, по-видимому, было связано с тем, что главе общины приписывалась некая сверхъестественность, и он при помощи действия дефлорации устранял вредные злые силы.