Соратник (премия)


Премия «Соратник» — российская ежегодная профессиональная премия в области современного искусства. Вручалась в 2006–2012 годах.

Премию «Соратник» учредили куратор Ольга Лопухова и художник Антон Литвин в 2006 году[1] (после смерти Лопуховой с 2009 года её место заняла её дочь, музейный работник Вера Ройтер[2]). Особенность премии состояла в том, что номинировали на неё сами художники, и из их же голосов складывался итог: кураторы премии определяли 101 художника, наиболее активно участвовавшего в течение года в выставочной и иной художественной деятельности, и предлагали каждому назвать трёх коллег, чья текущая работа для них наиболее важна. Кроме того, с 2010 года была введена дополнительная номинация Long Play, в которой суммировались голоса, полученные художником на протяжении всех ранее состоявшихся сезонов[3]. Материальное содержание премии составляло 101 доллар[4].

Я для себя формулирую премию «Соратник» не как художественный проект, и не как бизнес-проект, а именно как социальный проект. Интересно сравнивать итоги разных лет. Премия «Соратник» единственная, где открыты результаты. Мне казалось это принципиально важным, потому что только это и помогает понять, кто, собственно, выводит человека из номинантов в лауреаты. Не для того, чтобы он потом их благодарил, а потому, что это помогает выявить доминирующую эстетику и этику этого периода,

— подчёркивал Антон Литвин[5]. Искусствовед Фаина Балаховская также полагала, что «премия предлагала бесценный социологический материал, ежегодно обновлявшийся и наводивший на некоторые мысли о сообществе, которое никоим образом не оформлено»[4].

По мнению художественного обозревателя газеты «Коммерсантъ» Анны Толстовой, премия «Соратник» «самая бедная, потому что безденежная, и самая дорогая, потому что даётся по гамбургскому счёту — лауреатов выбирают исключительно художники»[6]. Как наименее скандальную и наиболее достойную премию в области российского современного искусства оценил премию «Соратник» художник Вадим Захаров[2]. Премию также называли самой нонконформистской[7], самой независимой и честной[8], самой демократичной[9]. «Именно скромный „Соратник“ отлично выполняет роль компаса, указывающего на новые интересные имена», — отмечала в 2009 году «Российская газета»[10].

В 2014 году организаторы премии объявили о её закрытии, объяснив это как снижением интересной активности в современном российском искусстве, так и радикальной политизацией культурной жизни в стране[4].