Преображенский, Евгений Алексеевич


Евге́ний Алексе́евич Преображе́нский (15 (27) февраля 1886, Болхов, Орловская губерния — 13 июля 1937, Москва, СССР) — деятель российского и международного коммунистического движения, революционер, политик, советский экономист и социолог. Автор книги «Новая экономика».

Родился в семье протоиерея Алексея Александровича Преображенского (с 15 августа 1883 по 17 февраля 1895 гг. — священник болховской Покровской церкви, с 17 февраля 1895 г. — священник болховской же Троицкой церкви, одновременно в 1890—1894 годах — член Болховского отделения Епархиального училищного Совета[1], с 1 марта 1899 года — председатель Болховского отделения Епархиального училищного Совета, в 1900—1903 годах — представитель от духовенства в Болховском уездном земском собрании, в 1902—1903 годах — благочинный[2] всех церквей города Болхов, впоследствии был участником религиозного обновленческого течения внутри Русской православной церкви, в частности, в 1922 г. представители одной из основных групп обновленческого течения — «Живой церкви», при поддержке местных органов Советской власти, избрали его главой обновленческого руководства Болховской епархии; в 1936 г. арестован, и умер в заключении) и Варвары Алексеевны Преображенской (урождённой Левицкой)[3].

Учился в церковно-приходской школе, затем, в 1895—1897 годах, — в Болховском городском училище, с 1897 года — в Орловской классической мужской гимназии, которую окончил в 1905 году[4]. «В детстве был очень религиозен… — вспоминал сам Е. А. Преображенский. — На четырнадцатому году (в 1900 г.) самостоятельно пришёл к убеждению, что бога не существует, и с этого момента началась у меня упорная борьба внутри семьи против посещения церкви и прочих религиозных обрядов. Это отвращение к религии ещё более укреплялось благодаря тому, что я наблюдал всю религиозную кухню с её закулисной стороны собственными глазами. Мои атеистические воззрения ещё более укрепились, когда я прочитал два тома „Истории культуры“ Кольба. Это поверхностное произведение оказало на меня столь сильное влияние именно потому, что автор последовательно разоблачает все религиозные суеверия и религиозное невежество, не умея, впрочем, понять их исторической закономерности. Последнее, однако, было для моего тогдашнего развития скорей плюсом, а не минусом. Меня интересовало тогда не столько объяснение религии, сколько её абсолютное отрицание»[5].