Прессель, Вильгельм фон


Вильгельм фон Прессель (28 октября 1821, Штутгарт — 16 мая 1902, Пера) — германский железнодорожный инженер и научный писатель, значительную часть жизни работавший в Австрийской и Османской империи; на службе последней стал автором проектов строительства сети железных дорог в Анатолии и Багдадской железной дороги, ранее руководил строительством железных дорог в различных регионах Европы. Иногда именуется фактическим «отцом» Багдадской железной дороги[2].

Родился в семье пекаря. Окончил профессиональное училище в родном Штутгарте, где изучал ремесло каменщика. После двух лет скитаний по Англии и Франции возвратился в Штутгарт и, несмотря на отсутствие высшего образования, некоторое время заменял заболевшего профессора начертательной геометрии в Штутгартском политехническом университете[3].

Под влиянием знакомства с Карлом фон Этцелем, директором строительной фирмы из Вюртемберга, заинтересовался железнодорожным делом, к которому проявил большие способности: в 1844—1850 годах работал на строительстве линии в городе Гайслинген-ан-дер-Штайге, получив там первый практический опыт. С 1853 по 1858 год работал на Швейцарской центральной железной дороге, в том числе руководил строительством линии Хауэнштайн около Базеля, где приобрёл известность проведением по английской системе ряда туннелей. В 1862 году вместе с Этцелем перешёл на работу на Австрийскую южную железную дорогу, а в 1865 году стал директором собственной строительной компании. Был награждён австрийским правительством за строительство Бреннерской железнодорожной линии между Инсбруком и Больцано, построив при этом ряд поворотных туннелей и плотин, бывших, согласно оценке ЭСБЕ, «верхом технического искусства». С 1869 года занял должность главного инженера на инициированном бароном Морисом де Гиршем строительстве Восточной железной дороги. До 1872 года Прессель возглавлял работы на территории европейской части Османской империи; железная дорога прошла от Добрлжина (на границе Австрии и Венгрии; ныне Нови-Град) до Константинополя[4].