Престижная экономика


Престижная экономика — термин, использующийся для обозначения особых форм социально-экономических взаимоотношений в позднем-первобытном обществе или как называет данную формацию этнограф Ю.И. Семёновпервобытно-престижном обществе[1].

Возникновение данной стадии развития человечества связано с тем, что несмотря на то, что семья или отдельный индивид общества уже получили прибавочный продукт, но он поступил только в распоряжение, а не в собственность, то есть остался принадлежать общине. Распорядительная доля могла быть различной, тогда как потребительная только по потребности. Всё это накладывало невозможность накопления избыточного продукта и нужность его распределения, сначала внутри общины, а потом и вне её, образование особого церемониального дарообмена, как особой формы дарения, превращающего прибавочный продукт в «престиж».

Возникновение в поздне-родовом обществе стабильного избыточного продукта приводит к возникновению вопроса его распределения и дальнейшему стимулу производства. Первым шагом становится получение всего созданного работником продукта в своё распоряжение, но с обязанностью делиться им с остальными членами общины [1]. Появляется понятие распорядительной и потребительной доли.

Распорядительная доля — вся совокупность товара, созданная работником своим трудом, потребительная доля — та часть продукта, которую использовал его собственник для своих нужд. Как отмечает Ю. Семёнов, та разница, которая составляла между распорядительной и потребительной долями и превращалась в престиж: «Человек делился продуктом с другими членами коллектива, те в свою очередь также делились с ним созданным продуктом... Если распорядительная доля была больше потребительной, то это различие обеспечивало человеку уважение и престиж» [1].

С дальнейшим развитием общества становится очевидно, что весь продукт, созданный отдельным индивидуумом, должен перейти в его собственность, а не только в распоряжение. Постепенно возникают особые формы распределения продукта внутри общины, а не только простой трудоделёж, например, договорённости об обмене разными продуктами.

Но возникает новое противоречие — даже несмотря на получение человеком продукта в собственность, в первобытном обществе всё равно невозможно накапливать излишек, так как община требовала его распределения, отказ от которого считался преступлением. В результате всё большая часть общественного продукта уходит в другие социоисторические организмы, возникает два вида циркуляции продукта: циркуляция жизнеобеспечивающего продукта, которая происходит внутри общины и циркуляция избыточного продукта, которая происходит между разными социоисторическими организмами.