Прима, Луи


Лу́и При́ма (итал. Louis Prima; 7 декабря 1910, Новый Орлеан, Луизиана, США — 24 августа 1978, там же) — италоамериканский певец, музыкант, композитор и поэт-песенник, киноактёр. Оказал большое влияние на американскую и мировую популярную музыку в 1930—1950-х годах. В 1993 году имя Луи Примы было включено в Зал Славы джаза и Зал Славы биг-бэндов.

Родился в семье итальянских эмигрантов Антони и Анжелины Прима. В детстве брал уроки скрипки, но в пятнадцатилетнем возрасте переключился на трубу, услышав записи Кинга Оливера и Луи Армстронга. Несколько месяцев играл в местном оркестре вместе с братом Леоном. В 17 лет начал играть в театре Нового Орлеана, но вскоре был уволен, так как его посчитали негодным для сцены из-за хриплого и резкого голоса.

В начале 30-х работал в оркестре «Реда» Николза, а в 1934 году переехал в Нью-Йорк по приглашению известного музыканта Гая Ломбардо. Там Прима собрал оркестр под названием The New Orleans Gang и регулярно выступал в клубе «The Famous Door» на 52 улице. Среди музыкантов оркестра были такие знаменитости, как кларнетист Пи Ви Рассел, пианист Клод Торнхилл, гитарист Джон ван Эпс, гобоист Эдди Миллер и тромбонист Джордж Брунис. Их песня «Way Down Yonder in New Orleans» сразу же стала хитом и была записана на пластинки бесчисленное количество раз. Тогда же Прима периодически появляется в мюзиклах, таких как «Rhythm on the Range» или «Swing It!», вместе с Бингом Кросби и Мартой Рэй. В 1936 году он сочинил песню «Sing, Sing, Sing», которая была записана оркестром Бенни Гудмена и стала поистине гимном эпохи свинга.

В 1939 году Луи Прима распускает The New Orleans Gang, чтобы создать свой собственный биг-бэнд: The Gleeby Rhythm Orchestra, где наконец нашёл свой собственный стиль: крепкие свинговые аранжировки, взрывная смесь из английских, итальянских фраз и скэтового пения, и здоровая доля юмора. К их хитам относятся «Bell-Bottom Trousers», «Civilization (Bongo, Bongo, Bongo)», «Robin Hood», достигшие американского топ-10, и, конечно же, «Angelina» (1944), открывшая дорогу для «итальянских» песен типа «Felicia No Capicia», «Please No Sqeeza Da Banana» или «Bacciagaloop (Makes Love On The Sloop)».

В 1948 году Прима заменил вокалистку Лили Энн Кэрол на шестнадцатилетнюю Дороти Кили Смит, робкую девушку с мальчишеской причёской и непроницаемым лицом. Контраст их стилей сделал своё дело, и песня 1950 года «Oh Babe» стала хитом. В 1953 году Кили Смит стала четвёртой женой Луи.

Тем временем эпоха биг-бэндов подходила к концу, и для Gleeby Rhythm Orchestra сцен становилось всё меньше и меньше. Прима застолбил ангажемент в отеле Sahara в Лас-Вегасе и присоединился к малому ансамблю во главе с популярным в Новом Орлеане тенор-саксофонистом Сэмом Бьютерой. Их первое выступление состоялось в Рождество, и группа, экспромтом названная Бьютерой The Witnesses, то есть «Свидетели», сразу же стала сенсацией в Лас-Вегасе; их месячный ангажемент превратился в постоянное шоу, афишированное как «Безумнейшее шоу в Вегасе».