Принятие желаемого за действительное


Принятие желаемого за действительное — формирование убеждений без самокритики и анализа внешних обстоятельств, а также и принятие решений в соответствии с тем, что является приятным человеку, вместо апелляции к имеющимся доказательствам, рациональности или реальности.

Принятие желаемого за действительное является результатом решения конфликта между убеждениями и желаниями[1]. Исследования показали, что при прочих равных условиях, участники экспериментов предполагают положительные последствия событий как более вероятные, чем отрицательные (см. также Эффект Ирвина). Однако, более поздние исследования также содержат свидетельства, что при определённых обстоятельствах, например, когда растёт угроза, возникает обратный эффект[2].

Некоторые психологи утверждают, что позитивное мышление может положительно влиять на поведение, а следовательно, позволять достичь лучших результатов. Это называется «эффект Пигмалиона».

В дополнение к тому, что «принятие желаемого за действительное» является когнитивным предубеждением и не слишком хорошим образцом процесса принятия решений, этот эффект также является особым неформальным заблуждением в споре, когда предполагается, что, если очень хочется, чтобы что-то было правдой или неправдой, оно фактически является правдой или неправдой. Это заблуждение имеет форму утверждения: «Я желаю, чтобы P было правдой/неправдой, поэтому P является правдой/неправдой[6]». Принятие желаемого за действительное, если бы такое утверждение было верным, основывалось бы на обращении к эмоциям и было бы отвлекающим маневром.

Принятие желаемого за действительное также может вызвать т. н. слепоту к непредсказуемым последствиям.

Принятие желаемого за действительное (обман зрения) — это феномен, когда внутреннее состояние человека влияет на его визуальное восприятие. Люди имеют тенденцию верить, что они воспринимают мир таким, какой он есть на самом деле, но исследование указывает на другое. На сегодня существует два основных типа принятия желаемого за действительное как зрительное восприятие, основанные на том, где такой обман зрения происходит — в категоризации или в воспроизведении среды[7].