Присасывание кораблей


Присасывание кораблей (судов) — феномен взаимного притягивания кораблей при их движении на малых расстояниях друг от друга (например — в узостях)[1], которое имеет место в практике как морского, так и речного судовождения[2]. Оно может проявляться и при расхождении судов на встречных курсах, и при обгоне одного другим на параллельном[2]. Причиной возникновения присасывания называют разницу давлений и появление гидродинамических сил между двумя близко находящимися корпусами движущихся плавсредств[1].

Появлению взаимного притяжения между двумя объектами, перемещающимися в несжимаемой жидкости, было дано теоретическое объяснение с помощью уравнения Бернулли[2][3]. В соответствии с ним в стационарном потоке давление жидкости снижается там, где возрастает скорость[3], что приводит к появлению разницы давлений между наружными и внутренними бортами кораблей, которые перемещаются параллельно друг другу[2]. Эта разница проявляет себя в большей степени для судов различных размеров, при этом она сильнее воздействует на судно меньшей массы[2].

Присасывание зависит от геометрической формы и обводов судовых корпусов[2]. Вероятность его возникновения возрастает с уменьшением расстояния между судами и с ростом их скорости[2]. Одним из его следствий может также быть крен, который появляется из-за изменения уровня воды между бортами[2].