Приходы РПЦЗ в СССР и на постсоветском пространстве


Приходы РПЦЗ в СССР, а с 1991 года — Приходы РПЦЗ на постсоветском пространстве (также известны как Российская православная церковь юрисдикции Архиерейского синода РПЦЗ[1], Российская православная свободная церковь, Российские приходы РПЦЗ, РПЦЗ в России) — структуры Русской православной церкви заграницей (приходы, монастыри, братства и др.), существовавшие на канонической территории Русской православной церкви.

Как отмечал исследователь данного феномена священник Аркадий Маковецкий «появление отдельных приходов, а затем и епархий РПЦЗ на канонической территории Московского Патриархата, по времени совпавшее с началом процесса перестройки и демократизации в России, привело к переходу в эти новообразованные религиозные организации около двухсот священнослужителей и солидарных с ними членов общин, вышедших из состава епархий Московского Патриархата, и стало заметным явлением в религиозной жизни 1990‒2000 гг»[2].

По словам Глеба Рара, «РПЦЗ нанесла огромный вред тем, что наплодила в России огромное количество всевозможных расколов»[3]. Большая часть этих приходов отделилась от РПЦЗ либо прекратила существование. В настоящее время большинство неканонических православных юрисдикции на территории постсоветского пространства в том или ином виде восходят к приходам и клирикам РПЦЗ, отделившимся от неё.

С самого момента своего появления Русская зарубежная церковь особое внимание уделяла Церкви в Отечестве. С конца 1920-х — начала 1930-х годов уже после разрыва с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Священным Синодом при нём в официальных документах и публицистике РПЦЗ утвердилась традиция исповедовать духовное и каноническое единство Русской Церкви в эмиграции с «Истинно-Православной» церковью в Советском Союзе, объединившей противников нового курса митрополита Сергия[4]. В 1937 году уже после запрещения, вынужденно наложенного Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием на зарубежных иерархов, в богослужебный чин РПЦЗ была введена даже особая литургическая формула поминовения иерархии: «О православном епископстве Гонимыя Церкви Российския…»[4][5]. С подачи бежавшего на Запад деятеля иосифлянского движения Ивана Андреева такие общины стали называть «Катакомбной церковью»[6].