Приштинский университет


Университет Приштины (алб. Universiteti I Prishtinës) — государственное учреждение высшего образования, находится в Приштине, Косово.

Приштинский университет — крупнейшее высшее учебное заведение в Косово. Он входит в Европейскую ассоциацию университетов и поддерживает контакты с западноевропейскими и американскими университетами и институтами[1][2][3][4]. Кроме того, Приштинский университет занимает наивысшую позицию в рейтинге Webometrics среди всех албаноязычных университетов в Европе[5].

Учебный год в Приштинском университете длится с 1 октября по 30 сентября и состоит из двух семестров с 30 учебными неделями в год. Поскольку молодежь в возрасте до 19 лет составляла более 50 процентов населения Косово в 1980 году, каждый третий его житель был либо школьником, либо являлся студентом университета. Рост числа студентов высших учебных заведений в Косово резко выделялся на фоне остальной Югославии, так их количество увеличилось со 149 человек в 1958/1959 учебном году до 35 706 — в 1975/1976[7]. В 2016/2017 учебном году в университете числилось 38 974 активных студента, 17 042 (43,8 %) из которых составляли мужчины и 21 932 (56,2 %) — женщины. 38 334 (98,3 %) студентов являлись уроженцами Косово, 413 (1 %) — из общин Прешево, Медведжя и Буяновац, 99 (0,25 %) — из Черногории, 56 (0,14 %) — из Северной Македонии, 49 (0,12 %) — из Албании и 23 (0,06 %) — из других стран[8].

Около 5000 студентов ежегодно получают степень бакалавра и около 1000 степеней магистра в Университете Приштины, большинство из них — в области социальных и гуманитарных наук[8]. Более 70 000 человек окончили Приштинский университет с момента его основания[9].

В отличие от большинства других европейских университетов, Приштинский университет представляет собой свободную ассоциацию факультетов, каждый из которых имеет юридический автономный статус и административную структуру. Представители Всемирного банка критиковали эту форму организации как ведущую к излишнему дублированию программ и выделению средств, препятствующим эффективному определению приоритетов в образовательных программах[10].