Программное искусство


Программное искусство (software art) — это разновидность современного искусства, в которой художник непосредственно выступает программистом и создает программный код (в отличие от других видов цифрового искусства, где художник пользуется готовым программным обеспечением)[1]. Понятие «Программное искусство» было введено как попытка описать художественный, не функциональный, рефлексивный и умозрительный подход к программированию[2].

Примером программного искусства может послужить программа forkbomb.pl (2001) Алекса Маклина, которая создаёт художественный отпечаток компьютерной системы пользователя[1]. Алекс также известен тем, что занимается программированием (лайв-кодингом) как музыкальной практикой[3].

Диана Смит создала изображения в стиле классической живописи, однако полностью написанные на языках html и css[4]. Особенности языков приводят к тому, что картины выглядят по-разному в зависимости от браузера зрителя[5].

В программном искусстве всё большую роль начинают играть нейросети. Так, в 2018 году на аукционе Christieʼs продали картину «Портрет Эдмона Белами», созданную искусственным интеллектом. Французский коллектив Obvious, создавший алгоритм, обучил его на 15 тысячах портретов XIV—XX веков[6]. Другой пример работы с нейросетями в искусстве — инсталляция «Receptor», показанной на выставке ARS17 в Киасме Томаса Лайтинена. В ней Лайтинен использует механизм искусственного интеллекта, созданный с помощью настраиваемой нейронной сети. Художник обучил нейросеть примерно 30 работами Сэмюэля Беккета, в результате чего та и проводит свои дискуссии, используя алгоритм, который изучил стиль романтической литературы[7].