Продажность


Прода́жность (англ. selling out) — распространённый уничижительный[1] термин, означающий компромиссное поведение человека по отношению к своей честности, морали, аутентичности или принципам в обмен на личную выгоду, как правило — деньги[2]. С точки зрения музыки или искусства, продажность связана с попытками адаптировать материал под мейнстримовую аудиторию; например, мотивация музыканта, адаптирующего свой материал под более широкую аудиторию, для получения более высоких гонораров, может быть расценена его давними поклонниками, как «продажность». Также термин может быть использован, как «проданный» в зависимости от контекста, для человека или вещи.

Существуют две формы термина «продажность» в музыкальном контексте. Во-первых, «продавшимися» называют тех исполнителей, которые подписывают контракты с мейджор-лейблами, либо тех, которые заключают сделки на лицензирование своей музыки для использования в рекламе, что противоречит идеологии/принципам той субкультуры, к которой принадлежит этот музыкант[3]. Во-вторых, выражение может относиться к тем, кто жертвует своей принципиальностью посредством изменения музыкального звучания, иногда из-за давления со стороны мейджор-лейбла или для того, чтобы получить прибыль, сделав свою музыку более привлекательной для мейнстримовой аудитории[4].

Со времени появления радиопередач с участием биг-бэндов, между музыкантами и коммерческими структурами сложились определённые бизнес-отношения, которые строились на взаимовыгодных условиях и были распространены среди эстрадных артистов[3][5]. Однако, в середине 1970-х эта тенденция изменилась, так как сформировавшееся панк-движение породило новую идеологию, которая была основана на том, что музыканты должны были быть полностью независимы от любого влияния шоу-бизнеса. Эта философия отразилась на критическом отношении музыкантов к сделкам с крупными лейблами, так как такие соглашения предполагали непосредственное участие лейблов в творческом процессе и возможность влияния на материал[6]. Эта тенденция продолжилась в следующем десятилетии — некоторые группы подвергались нападкам со стороны фэнзинов за коммерческие контракты, так как их возможный мейнстримовый успех мог быть симптомом общего упадка андеграундной культуры[3]. Однако после того, как ряд групп сохранили прежнее качество материала после перехода на мейджор-лейблы, к концу 1980-х годов акцент контекста «продажности» перешёл на рекламу[3].