Продик


Продик (др.-греч. Πρόδικος, ок. 465 до н. э.— ок. 395 до н. э.) из Иулиды на о-ве Кеос — древнегреческий философ. Один из старших софистов времен Сократа, младший современник Протагора. Он прибыл в Афины в качестве посла от острова Кеос и стал известен как оратор и учитель. Платон относится к нему с бо́льшим уважением, чем к другим софистам, и в некоторых диалогах платоновского Сократа появляется друг Продик. Продик в своей учебной программе придаёт большое значение лингвистике и этике. Содержание одной из его речей «Геракл на распутье» до сих пор известно. Он представил также теорию происхождения религии.

Продик был выходцем из города Иулида на острове Кеос, являющегося родиной Симонида, которого он охарактеризовал как подражатель. Продик часто приезжал в Афины с целью ведения дел от имени своего родного города и привлекал внимание как оратор, хотя его голос был низким. Плутарх описывает его как стройного и физически слабого человека; Платон также намекает на его хилость и степень изнеженности, которая к этому привела. Филострат обвиняет его в роскоши и жадности. В диалоге Платона под названием «Протагор» Продик упоминается как ранее приезжавший в Афины. Он появляется в драме Евполида и комедиях «Облака» и «Птицы» Аристофана. Согласно заявлению Филострата, Продик прочитал свою лекцию о добродетели и пороке в Фивах и Спарте.

Продик близко общался со многими известными философами и деятелями культуры, которые уважали его талант: с Сократом, Ксенофонтом, Критием, Фукидидом, Фераменом, Еврипидом[2]. Его учениками были ораторы Терамен и Исократ.

В диалогах Платона Продик упоминается или представляется с определённой степенью уважения по сравнению с другими софистами. Аристофан в комедии «Облака» обходится с ним более снисходительно чем с Сократом.

Продик, как многие софисты, обучал искусству спора. Его особенностью был интерес к номинативной функции слов[3]. Развивая учение Протагора о правильной речи, он занимался вопросом различения точных и приблизительных синонимов (родственных слов), дефиниций оттенков смысловых значений, а также омонимов[4].

Продик называл свой метод учением «о правильности имен» (ορθότης ὀνομάτων)[5]. Стремление дать точное определение каждому термину упоминается Сократом в некоторых диалогах, например, в « «Протагоре» Сократа (337а-с)[6]: