Прозерпина (картина)


«Прозерпина» — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1874 году.

На полотне изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По легенде, Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых[1]. Хотя на картине указан 1874 год, Россетти работал над ней семь лет на восьми холстах, прежде чем закончить её. Натурщицей стала возлюбленная художника Джейн Моррис[2].

Она изображена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погружённая в свои мысли. Рядом с ней стоит курильница — атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания[3].

На картине (версия в Тейт) в правом верхнем углу присутствует сонет на итальянском языке авторства Россетти, где автор сравнивает брак Джейн с Уильямом Моррисом с судьбой Прозерпины[4][5][6]. Тот же сонет написан на раме на английском языке.

Россетти начал работать над картиной в 1871 году и написал, по крайней мере, восемь версий на различных холстах, последняя закончена в 1882 году, в год его смерти. Часто он был недоволен результатом и обрезал холст, оставляя лишь голову и руки натурщицы, как и произошло со третьей попыткой, превратившейся в картину «Подснежники».

Несколько раз картину возвращал назад заказчик — коллекционер Фредерик Лейланд, а один раз работа пострадала при транспортировке; в одном из своих писем Россетти назвал её «проклятой картиной»[7]. Лейланд приобрёл 18 полотен Россетти; именно он предложил художнику идею формирования триптиха, куда вошли Мнемозина, Блаженная дева и Прозерпина[8][9].