Производственный киноформат


Произво́дственный форма́ткинематографический формат на киноплёнке, использующийся для изготовления оригинального негатива кинофильма или промежуточных материалов — мастер-позитива, дубльнегатива и т. д. Производственные форматы непригодны для печати прокатных фильмокопий, поскольку место, предназначенное для совмещённой фонограммы, занято на них изображением, или использован нестандартный шаг кадра. К таким производственным форматам относятся популярные «Супер-35», «Супер-16», «Технископ», УФК и некоторые другие форматы[1]. С негатива таких форматов возможна только оптическая печать в любом из прокатных форматов, то есть изменение масштаба изображения, а иногда и исходного соотношения сторон кадра.

Бурное развитие киноформатов, пригодных только для создания рабочего негатива, связано с ростом популярности телевидения и необходимостью согласования широкоэкранного кинотеатрального и классического телевизионного изображений. Для телевизионного кинопоказа не обязательно наличие совмещённой фонограммы, занимающей место на киноплёнке[2]. В настоящее время производственные форматы «Супер-35» и «Супер-16» практически вытеснили из кинопроизводства все остальные из-за распространения цифровых технологий, в которых такие форматы гораздо выгоднее прокатных, в том числе потому, что наиболее эффективно используют площадь киноплёнки. Оригинальный негатив сканируется и дальнейшая работа с фильмом проходит в компьютере. При такой технологии, получившей название Digital Intermediate, для монтажа не требуется физическая склейка отрезков негатива, требующая широкого межкадрового промежутка, который отсутствует у производственных форматов[3]. Кроме того, большинство таких форматов позволяют существенно экономить дорогостоящую киноплёнку, благодаря укороченному шагу кадра.

Формат «Супер-35» (англ. Super-35, Superscope-235), использует 35-мм киноплёнку, стандартный шаг кадра, но его кадр занимает всю ширину между перфорациями, в том числе пространство, в прокатных форматах резервируемое для оптической фонограммы[4]. Этот формат почти точно соответствует киноплёнкам немого кинематографа, с той разницей, что при печати используется не вся высота кадра, а его часть, высота которой зависит от требуемого соотношения сторон изображения. Разновидности формата «Супер-35» с шагом в 3 и 2 перфорации требуют специального грейферного механизма камеры. Такой шаг кадра позволяет экономить киноплёнку и особенно популярен при цифровой технологии с последующей цифровой обработкой отсканированного негатива, поскольку не допускает физическую склейку монтажных кусков из-за чрезвычайно узкого межкадрового промежутка.