Производственный роман


Производственный роман (англ. Occupational Novel) — литературное произведение, в центре повествования которого находится профессионал, решающий стоящие перед ним производственные задачи[1]. Так Н. Л. Лейдерман определил его, как «жанр, в котором человек рассматривается прежде всего в свете его рабочих функций»[2].

Многие исследователи считают производственный роман прямым наследником натуралистического романа: вместе с построением индустриального общества возникла потребность в литературе, описывающей такие категории человеческого бытия, как «труд» и «производство»[3].

При вычленении производственного романа как самостоятельного жанра из смежных литературных стратегий, опора возможна на два жанрообразующих признака: тема труда в качестве содержательной основы, и образ человека труда как художественная доминанта[4].

Исследуя производственный роман в качестве самостоятельного жанра советской, прежде всего - русской литературы XX века, его российская исследовательница Анна Гаганова предложила типологически обоснованную эволюцию художественной картины мира, основанную на динамике образа героя. В качестве художественной инварианты, позволяющей объединить в жанр достаточно разнородный материал, отражающий развитие страны с 1920-х по 1970-е годы, Анна Гаганова формулирует ключевые признаки «канонического» (эталонного текста), для которого характерен героя-преобразователь мира, создающий «мир будущего». Гаганова предложила ключевую, по её мнению характеристику образа героя труда, которая не позволяет жанру «рассыпаться» вопреки очень неоднородному корпусу произведений, — "социальное лидерство". С уходом из образа героя психологических черт социально ориентированного лидера, жанр приходит в упадок[5].

Создателем жанра был французский писатель и инженер Пьер Амп (1876 - 1962), который в начале XX века (первый роман написан в 1907 и опубликован в 1908 году) стал автором цикла романов «Страда человеческая», посвящённый людям различных профессий[6][7]. Ему же принадлежит и авторство самого термина «производственный роман»[8]. Первым «каноническим» и «программным» производственным романом в России литературоведы назвали «Цемент» Ф. Гладкова (1925)[9]. "Верхняя граница" угасания жанра может быть отнесена к 1970—1980 годам, но остаётся спорной.

В жанре производственного романа созданы десятки произведений, однако высокой художественностью отличалась лишь небольшое количество произведений, созданных художниками слова, у которых вообще все творчество характеризуется высоким уровнем художественности. Это В. Катаев, К. Паустовский, Л. Леонов, А. Беляев, И. Эренбург, Н. Ляшко, А. Малышкин, Ю. Крымов. Парадоксальным образом расцвет производственного романа хронологически совпал с его первым этапом, с его «рождением» именно в 1920 - 1930 годы тема труда проявляет себя как «литературный эксперимент».