Проксения


Проксения (др.-греч. προξενία) — институт древнегреческого международного права, общественное гостеприимство.

Проксения выросла из частной ксении — обычая ритуального гостеприимства-побратимства (ср. куначество у народов Кавказа), заключавшегося двумя лицами — представителями разных полисов и налагавшего на заключивших его лиц (ксенов) ряд взаимных обязательств. Собственно проксения, сложившаяся к V веку до н. э., имела уже безусловное политическое значение, особенно важное при дипломатических сношениях.

Чужеземец-афинянин! Ты, может быть, не знаешь, что очаг нашего полиса — ваш проксен. Когда все детьми услышат, что они — проксены какого-то полиса, то каждым из нас — проксенов с юности благорасположение к этому полису овладевает, как ко второй родине после своего собственного полисаПлатон, «Законы» (642  b-d)

Практически каждый полис имел с этого времени в других полисах своих представителей — проксенов. Проксения обычно была наследственной; впрочем, гражданин мог по своему желанию разорвать союз проксении, унаследованный им от предков, или вновь восстановить разорванный союз. С упадком полисного строя, особенно начиная с эпохи эллинизма, реальная политическая роль проксении уменьшается[1].

Самое первое известное упоминание о проксении — это надпись из Керкиры, которая датируется примерно 625—600 годами до н. э. Она сделана на кенотафе погибшего в море Менекрата из Локр Озолийских, который «был проксеном народа»[2].

В литературных источниках самое раннее известное употребление этого термина встречается у Пиндара (Olymp. IX, 83; Isthm. IV, 8: Nem. VII, 65), Вакхилида (9, 76) и Эсхила (Aesch. Suppl. 239, 419, 491, 919, 920). Например, в оде на победу Мелисса Фиванского (Isthm. IV, 8) Пиндар утверждает, что Клеонимиды, род Мелисса, издавна почитались фиванцами и были проксенами амфиктионов, то есть жителей соседних с Фивами общин.