Право Древней Греции


Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее юридическое развитие Европы ни в каком отношении не может идти в сравнение с правом другого главного представителя древнего мира, Рима. Не разработанное теоретически греческими юристами, не получившее вследствие раздробленности Греции значения единого греческого права, оно не вылилось в стройную систему норм, годную для рецепции в других странах. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны западных юристов. Законодательство играло чрезвычайно малую роль в создании греческого права. Спарта совсем не имела писанных законов, а Афины хотя и имели их, но, составленные в весьма отдаленное время, они в подлиннике до нас не дошли. Развитое греческое право времени ораторов никогда не было кодифицировано в сколько-нибудь полном виде. Греция не оставила нам и записей права в трудах своих юристов, которых (в нашем или римском смысле) она совсем не знала.

Среди первых наиболее важны сочинения ораторов и между ними в особенности юридические речи Демосфена, сообщающие ряд фактов о современном ему состоянии древнегреческого права и его история, Исея, дающего ценные сведения преимущественно о наследственном праве, Лисия, Исократа и Эсхина. Платон, Аристотель, Феофраст дают в своих сочинениях целую массу сведений о положительном праве Греции, которое, несомненно, коренным образом повлияло и на их философские представления о законах. За философами и моралистами следуют поэты (Гомер, Гесиод, Еврипид, Аристофан), историки (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий) и лексикографы, у которых, однако, в общем все-таки меньше сведений о праве, чем можно было бы ожидать. Главный недостаток этих сведений тот, что все они, за немногими исключениями, — не точная передача норм права, а их субъективный пересказ. Что касается надписей, то содержащийся в них материал богаче и лишён указанного сейчас недостатка. Их собрание оживило изучение греческого права, а новые открытия, подобные, например, Гортинским законам (см. т. IX, 340), вскрывают перед нами неведомые страницы греческой юридической жизни. Большинство надписей, однако, — частные записи различных юридических сделок, далеко не обнимающие всей системы греческого права.

Общие морально-религиозные принципы были сформулированы греками в виде Заповедей Хирона (чтить богов, родителей, уважать гостя). Божественная справедливость в философский период переосмыслялась как порядок, гармония вещей. Формируются гуманистические принципы и противопоставляются хаосу.

Неписаные правовые обычаи были источником права во всех полисах Древней Греции (яркий пример неписаные законы Ликурга в Спарте). Источником права для правовых обычаев выводилась религия (согласно легенде, Большая Ретра была дана Ликургу оракулом Аполлона).