Простой язык


Простой язык (англ. Plain language, нем. Einfache Sprache) — это форма подачи текстовой информации в виде, доступном массовому читателю, то есть «читателю, входящему в практически неограниченную группу всех, кто умеет читать, кроме читать лишь учащихся»[1] или людям, которые не имеют базовых навыков функционального чтения в силу физиологических, возрастных, социальных причин. Согласно определению Международной федерации простого языка, текст написан на простом языке, если выбор слов и построение предложений в нём, а также его содержание, структура и оформление позволяют читателю легко найти нужную информацию, понять её и использовать[2].

Основная особенность текста, написанного на простом языке — интересы читателя в нём ставятся на первое место. Он учитывает:

Простой язык помогает строить коммуникации более эффективно там, где это особенно важно: между государством и населением, между бизнесом и его целевой аудиторией.

Вопрос использования простого языка поднимался ещё несколько столетий назад, но его массовое распространение и изучение начинается в XX веке. В настоящее время во многих странах законы обязывают государственные учреждения использовать простой язык для расширения доступа населения к продуктам и услугам.

В 1979 году в Лондоне была инициирована кампания Plain English Campaign для борьбы с «бессмысленной речью, жаргоном и юридическим языком». Организация работает со многими органами власти Великобритании, чтобы помочь им доносить информацию до населения как можно более понятно и доступно. У PEC есть собственный знак (The Crystal Mark), который ставится на документ как подтверждение, что он написан на доступном широкой аудитории английском. В Великобритании и других странах эту отметку имеют 23 000 официальных документа (например, анкета на получение британского паспорта)[3].

Швеция занимает лидирующие позиции в распространении простого языка среди европейских стран. В 1993 году правительство Швеции создало рабочую группу Plain Swedish Group, которая занимается внедрением простого языка во все сферы взаимодействия государства, бизнеса и населения.