Противолодочный вертолёт


Противолодочный вертолёт — военный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок[1]. Может быть наземного или корабельного базирования.

В данном разделе затрагивается история возникновения противолодочной авиации а также история применения в данных целях автожиров, как летательных аппаратов которые по своей конструкции близки к вертолётам.

С момента появления подводных лодок на вооружении военно-морских сил разных государств стал вопрос о защите от их действий. В первом десятилетии XX века, одновременно с бурным развитием подводных лодок, получивших дизель-электрические двигатели, получило развитие и военная авиация, как новый вид вооружённых сил.

К началу Первой мировой войны ведущие державы располагали как военными самолётами, предназначенными для выполнения различных боевых задач (разведчики, истребители, бомбардировщики), так и располагали флотилиями дизель-электрических подводных лодок способных выполнять боевые задачи в автономном плавании в течение нескольких суток.

Первым вопрос о возможности обнаружения подводной лодки с воздуха поднял российский морской военный летчик Дыбовский Виктор . Прежде чем стать морским лётчиком, Дыбовский отслужил в военно-морском флоте на кораблях, участвовал в русско-японской войне, командовал миноносцем. В апреле 1911 года он закончил Севастопольскую авиашколу. 24 мая 1911 года лейтенантом Дыбовским был проведён эксперимент: на высоте более 1 000 метров, он обследовал на аэроплане бухты и морское побережье по маршруту от Севастополя до маяка на мысе Херсонес и от него до реки Качи. По окончании полёта Дыбовский представил командованию фотоснимки подводной лодки, обнаруженной им в районе Карантинной бухты. Данным экспериментом Дыбовский впервые в мире обосновал возможность обнаружения подводной лодки в погруженном состоянии с воздуха[2].

Ещё до первой мировой войны некоторые государства рассматривали самолёты не только как средство для поиска подводных лодок, но и для их уничтожения. В начале 1914 года адмирал Эбергард А. А. высказываясь о неизбежности надвигающейся войны, среди задач поставленных перед военно-морской авиацией сформулировал и следующую: «открытие неприятельских подводных лодок, указание их места нашему флоту и атака их бросанием бомб». В июле 1916 года под Севастополем была успешно испытана противолодочная авиабомба конструкции морского лётчика старшего лейтенанта Бошняка Л. И.[3].