Проциклическая экономическая политика


Проциклическая экономическая политика — тип государственного регулирования (денежно-кредитного, фискального и подобного характера), носящего характер в сторону усиления циклических колебаний экономической деятельности. Меры подобного регулирования предполагают увеличение государственных расходов и снижения налогов в периоды экономического роста, а также сокращение расходов и повышение налогов во время рецессии[1].

Проциклическая экономическая политика широко критикуется за усиление колебаний экономических переменных (например, реального дохода) и, как следствие, повышение их изменчивости, особенно в условиях рецессии. При этом, в подавляющем большинстве литературы поддержку нашло контрциклическое регулирование экономики, направленное на сокращение разрыва выпуска, возникающего в ходе экономического цикла, и тем самым обеспечение долгосрочного экономического роста.

В развитых странах, как правило, экономическая политика носит конртциклический и/или ациклический характер, которая главным образом заключается в минимизации отклонений фактического ВВП от производственного потенциала экономики. Напротив, в развивающихся странах она имеет проциклический характер ввиду преобладания особых условий, таких как высокая инфляция, резкие изменения курса национальной валюты и международных потоков капитала[2].

Идея учёта циклических движений экономики при проведения фискальной политики исходит от кейнсианской школы, а также работ экономиста Роберта Барро. В то время как кейнсианцы указывают на целесообразность проведения политики по сокращению разрыва выпуска, постулат Барро предполагает осуществление ациклической политики, при которой расходы увеличиваются независимо от направления экономических циклов. Тем не менее, обе теории сходятся в нецелесообразности проведения проциклической политики, особенно на стадиях экономического спада из-за воздействия, которое она оказывает на потенциальный ВВП. Тем не менее, различные исследования показали, что экономическая политика в развивающихся странах носит преимущественно проциклический характер[2][3][4], хотя и менее ярко выражено в периоды рецессии. Вероятно, это связано с тем, что автоматические фискальные стабилизаторы более чувствительны к негативным шокам, чем к позитивным[5][6].

К числу причин процикличности экономической политики в развивающихся странах относятся ограничения капитала, особенно внешнего. В периоды кризисов развивающиеся страны теряют свою инвестиционную привлекательность и испытывают трудности с доступом к внешнему финансированию, что вынуждают их сокращать расходы и/или повышать налоги[7][2]. С другой стороны, в периоды бума увеличивается ресурсы не только благодаря росту экономического потенциала, но и вследствие повышения доступности внешнего финансирования.