Прусс, Макс


Макс Прусс (нем. Max Pruss[~ 1]; 13 сентября 1891 года, Сгонн[en]28 ноября 1960 года, Франкфурт-на-Майне) — немецкий воздухоплаватель, капитан дирижабля LZ 129 «Гинденбург» во время его последнего рейса.

Родился 13 сентября 1891 года в местечке Сгонн Восточной Пруссии (ныне село Згон[en], гмина Пецки, Варминьско-Мазурское воеводство Польской Республики). Младший из 12 детей: отец работал на заводе, мать заботилась о семье и хозяйстве. В 1898 году переехал в Билефельд с родителями и пятью братьями и сёстрами, учился в IV гражданской школе. После окончания школы ушёл в 1906 году служить на Кайзерлихмарине, во время Первой мировой войны нёс службу оператором руля высоты на дирижаблях LZ 11[de], LZ 30 и LZ 54. В межвоенные годы занялся коммерческими полётами, совершив 171 перелёт через Атлантику. В 1924 году был членом экипажа LZ 126, совершавшего перелёт в США под командованием Хуго Эккенера; в 1936 году участвовал в перелёте из Франкфурта в Лэйкхёрст и последующем рейсе в Бразилию. Был членом НСДАП с 1936 года.

3 мая 1937 года Прусс впервые в жизни повёл дирижабль LZ 129 «Гинденбург», управляя его перелётом в Нью-Йорк[1]. Приземление 6 мая в Лэйкхёрсте под Нью-Йорком проходило в дождливую погоду. Посадка обернулась трагедией — дирижабль внезапно вспыхнул в воздухе и сгорел дотла, рухнув на землю. Прусс приказал своему радисту Вилли Шпеку выбираться из дирижабля, а сам побежал на поиски выживших, пока его самого не вытащили из-под обломков. Прусс получил серьёзные ожоги и был доставлен в госпиталь Пола Кимбелла в Лэйквуде. Последствия ожогов были таковы, что его лицо осталось изуродованным до конца жизни. Реабилитация пострадавшего длилась несколько месяцев, а сам Прусс был не в состоянии свидетельствовать перед следственной комиссией. Тем не менее, ответственность с него сняли.

Во время следствия Прусс полагал, что причиной взрыва дирижабля стала заложенная бомба, и не брал на себя ответственность за крушение, не признавая возгорание водорода, спровоцированное статическим электричеством или попаданием молнии, в качестве основной причины катастрофы. Воздухоплаватель Хуго Эккенер, не отрицая другие возможные причины крушения[2][3], всё же раскритиковал решение Прусса садиться в плохую погоду: по его словам, из-за резких поворотов дирижабля при посадке произошёл разрыв резервуара с водородом, что привело к утечке водорода и его возгоранию благодаря искре. Прусс утверждал в свою защиту, что все его манёвры при посадке, равно как и крен в хвостовой части во время посадки на Лэйкхёрсте, всегда были нормой и не приводили ни к чему подобному прежде.