Прыткий (миноносец)


До 9 марта 1902 года миноносец именовался «Сокол». С 10 октября 1907 года переклассифицирован в эскадренный миноносец (эсминец).

В начале января 1894 года Альфред Фернандес Ярроу, владелец английской фирмы «Ярроу», занимавшейся проектированием и строительством миноносцев, обратился к начальнику ГУКиС адмиралу П. П. Тыртову с предложением построить для Российского флота миноносец со скоростью не менее 29 узлов. Поскольку подобные идеи уже давно обсуждались в Морском министерстве России, предложение Ярроу было принято. После разрешения финансовых вопросов 30 мая 1894 года в Лондоне было подписано соглашение, в соответствии с которым фирма «Ярроу» взяла на себя обязательство за 14 месяцев построить и подготовить к испытаниям истребитель миноносцев нормальным водоизмещением 220 тонн и максимальной скоростью хода 29 узлов. Стоимость проекта составила 36 тыс. фунтов.

В основу проекта была положена измененная конструкция истребителя Hornet, уже сданного фирмой «Ярроу» британскому Адмиралтейству. Был изменен состав вооружения (одно 75-мм и три 47-мм орудия вместо одного 76-мм и трех 57-мм; два однотрубных палубных торпедных аппарата вместо одного носового и одного двухтрубного палубного), корпус изготавливался из никелевой стали повышенной твердости, носовые обводы изменены за счет добавления таранного форштевня. Кроме того, была увеличена ёмкость угольных ям, камбуз перенесен из офицерского отделения к носовому кубрику, устроены каюты для командира и унтер-офицеров, прожектор помещен впереди первой дымовой трубы на поперечных рельсах (для перемещения на любой борт), высота комингсов на верхней палубе увеличена до 300 мм.

Изготовление механизмов началось в июле, а сборка корпуса на стапеле — в декабре 1894 года. 30 января 1895 года корабль включен в списки Императорского флота России. 5 февраля 1895 года причислен к судам III ранга. 11 февраля 1895 года приписан к 8-му флотскому экипажу. Спуск на воду состоялся 10 августа 1895 года, а уже 11 августа миноносец смог самостоятельно дать ход. 17 августа начались ходовые испытания, а 25 августа во время одного из пробегов корабль первым в истории превысил скорость в 30 узлов. Приемная комиссия приняла миноносец без претензий.

16 октября миноносец своим ходом прибыл в Кронштадт и 26 октября был официально принят в казну и включен в состав Балтийского флота.