Психология религии


Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности[1], а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Хотя психология религии как самостоятельная дисциплина возникла в конце XIX столетия, все три главные задачи решались в течение многих столетий до этого[2].

Многие области религии в настоящее время остаются неисследованными психологией. Хотя религия и духовность играют большую роль в жизни многих людей, остаётся невыясненным, почему в одних случаях они ведут к положительным результатам, а в других — к отрицательным. Этим и обусловлена необходимость исследования того, каким образом и в каком направлении религия и духовность оказывают влияние на жизнь людей. Плодотворные результаты могут быть достигнуты за счёт продолжающегося диалога между психологией и теологией[3].

Психология религии в первую очередь изучает саму религию с точки зрения религиозного сознания, его идеологической и общественной составляющей (в этом плане психология религии пересекается в своём объекте изучения с социальной психологией). Кроме того, она изучает религиозную деятельность — культовую и внекультовую, а также различные религиозные организации. Данная дисциплина исследует различные психологические механизмы и закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений в общественной и индивидуальной психологии, их содержание, структуру, направленность и динамику, их место и роль в религиозном комплексе, а также влияние этих явлений на нерелигиозные аспекты психологии общества, групп и личности. Исследуется психология личности верующего человека, её особенности, динамика и поведенческие паттерны самого индивида.

Чтобы описывать перечисленные выше объекты изучения, психология религии располагает некоторыми понятиями. К ним относятся: «религиозная вера», «религиозные потребности и интересы», «религиозные взгляды», «религиозное настроение», «религиозный мотив». Эти термины пересекаются с терминами из общей психологии, социологии и философии. Также существует ряд специфичных терминов: «религиозное общение», «религиозно-психологические явления (феномены)» и др. Кроме того, используются и конкретизированные термины из клинической психологии и психопатологии: «религиозная психотерапия», «религиозные галлюцинации», «религиозно-психические эпидемии» и т. д.[4].