Публичный акт уничтожения папской буллы (1520)


Публичный акт уничтожения папской буллы — сожжение в присутствии магистров и студентов папской буллы «Exsurge Domine» (Восстань, Господи!) 10 декабря 1520 года у Эльстернских ворот в Виттенберге Мартином Лютером. Ответ Лютера Римской курии на обнародование (promulgatio — оглашение) буллы в немецких городах Мейсене, Бранденбурге, Мерзебурге[1], а затем и в Виттенберге[2].

В январе 1519 года из Рима в Альтенбург прибыл папский комиссар Карл фон Мильтице[нем.] с целью убедить Мартина Лютера приостановить полемику по неудобным для папы темам. Предложенный довод был логичным: «прошу вас молчать — пока молчат противники».

Наступил перерыв: Лютер вновь вернулся к преподаванию, а Римская курия готова была ещё более смягчить отношение к Лютеру[3]. Однако усилия комиссара были сорваны плохо продуманными действиями доктора Иоганна Экка[3], который в большом академическом собрании Лейпцига решил затеять при посредничестве Лютера публичный диспут (Лейпцигский диспут) с виттенбергским преподавателем Андреем Боденштайном по такому щекотливому вопросу, как «пределы папской власти». Итогом диспута послужили слова Экка: «Если вы, Лютер, полагаете, что собор духовенства может ошибаться, то вы для меня не более, чем язычник и мытарь»[4].

После Лейпцигского диспута религиозные вопросы оживились с новой силой. Основы религии «стали предметом всестороннего и серьёзного изучения» Лютером и его сподвижниками. При участии профессора Виттенбергского университета Филиппа Меланхтона были изучены греческие и еврейские тексты Святого Писания. Многие религиозные деятели советовали Лютеру остановиться на достигнутом; что, мол, поднятое Лютером «волнение» устранит «грубейшие злоупотребления» Римской курии. Однако Лютер уже «был увлечен водоворотом общего народного движения»[1]. Он пишет новые реформаторские сочинения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви».

В своем труде «К христианскому дворянству немецкой нации» Лютер писал, что «всякий крестившийся может считать себя уже посвященным в священники». Он утверждал, что «эта великая милость, даваемая Крещением и принадлежностью к христианству», была уничтожена Римской курией[5].

Он предложил основу «нового строя христианской общины», по которому в каждом городе граждане могли избрать «из своей среды просвещенного благочестивого гражданина, поручая ему обязанности священника, предоставляя ему право вступать в брак или оставаться безбрачным»[6][1]. В том же труде Лютер с негодованием пишет о действиях Папы, который считает вполне уместным ставить себя «над светской властью» вопреки Святому Писанию. У нас (немцев) — имя империи, а у папы — наше имущество, честь, тело, жизнь, душа и все, что имеем[7].