Пульман (вагон)


Пульман (пульмановский вагон) — большой пассажирский спальный железнодорожный вагон, по имени американского фабриканта спальных вагонов.

Выпуск комфортабельных спальных вагонов впервые был начат компанией «Пульман» Джорджа Пульмана в 1864 году[1].

Особенностью пульмановского вагона были трансформируемые кресла. Расположенные лицом к лицу в дневное время два сиденья на ночь раскладывались, образуя спальное место, а над ними откидывалась полка, на которой размещалось второе спальное место. В частности, вагон был оснащён системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона.)

Компания Pullman Palace Cars не продавала вагоны, а сдавала их в аренду железным дорогам. Благодаря высокому уровню комфорта слово «пульман» стало синонимом наивысшего удобства на транспорте.

В Европе пульмановские вагоны с креслами в общем салоне включались в составы наряду с более традиционными для Старого света купейными (в отличие от США спальные места в европейских поездах размещались в купе). В пульмановских вагонах иногда было организовано питание непосредственно на пассажирском месте, в то время как пассажиры спальных вагонов питались в вагоне-ресторане.

До середины XX века большинство пульмановских вагонов имело компоновку с открытым пространством. В XX веке компания Пульмана постепенно перешла на размещение пассажиров в отдельных купе различной компоновки.