Пульчи, Луиджи


Луиджи Пульчи (итал. Luigi Pulci; 15 августа 1432, Флоренция — 11 ноября 1484, Падуя) — итальянский поэт-гуманист.

Род Пульчи, из заметных во Флоренции, упал бесповоротно за время жизни отца Луиджи, Якопо: в прошлом и подеста, и капитан, он кончил несостоятельным должником и как таковой был навечно, вместе с потомством, лишен права занимать какие-либо должности в городской магистратуре.

Начинал Пульчи с должности клиента в доме Франческо Кастеллани: вёл счета, бывал на посылках, провожал хозяйских детей в школу. В 1461 году вошёл в дом Медичи.

До 1469 года Пульчи покровительствовали Медичи, в особенности Лоренцо Медичи, поручавший Пульчи второстепенные дипломатические миссии (он справлялся с ними без особого успеха). Мать Лоренцо Лукреция заказала Пульчи его знаменитую поэму «Морганте». В 1470 г. Пульчи поступил на службу к кондотьеру Роберто Сансеверино.

Основное сочинение Пульчи — эпическая поэма из 23 песен «Морганте» (между 1478—1480 гг.). Второе издание — «Большой Морганте» — из 28 песен вышло в 1482 г. В основу произведения положена народная поэма XIV в. о приключениях рыцаря Орландо (Роланда) и его оруженосца великана Морганте. Сочинение Пульчи оказало влияние на творчество Франсуа Рабле.

Из малых его произведений наиболее интересны бурлескные сонеты и поэма «Бека из Дикомано» (1472). Последняя является хлесткой пародией на «Ненчу из Барберино», идиллию, принадлежащую перу Лоренцо Медичи. Пульчи — непревзойденный мастер «хвостатого» сонета. Его сонеты отличаются изысканной версификацией, смелостью метафор и обилием непристойностей. Мишенью ядовитой сатиры Луиджи Пульчи становились многие из его знаменитых современников, в том числе Марсилио Фичино и Бартоломео Скала[en]. Интересны сонеты, написанные на так называемом «ломаном» языке, имитирующем диалекты Неаполя, Милана и Сиены, а также с использованием флорентийского жаргона. Значительная часть сонетного творчества Пульчи относится к разгоревшейся в середине 1470-х годов его поэтической полемике с Маттео Франко, священником и поэтом.