Пунин, Николай Николаевич


Никола́й Никола́евич Пу́нин (16 [28] ноября 1888Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя21 августа 1953, Абезьский лагерь, Коми АССР, РСФСР, СССР) — русский историк искусства, художественный критик[1][2].

Родился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в семье военного врача из мещан Николая Михайловича Пунина в 1888 году. Выпускник царскосельской гимназии 1907 года[3] с серебряной медалью, учился у Иннокентия Анненского, который стал его первым идейным вдохновителем.

В 1907 году поступил в Петербургский университет на юридический факультет — в дальнейшем перевёлся на историко-филологический, окончив его в 1914 году по специальности история искусств с выпускным сочинением на тему «Черты античности в пейзаже Джотто» (под руководством профессора Д.В. Айналова).

С 1913 по 1916 — сотрудник «Аполлона», ради которого ему пришлось оставить университетскую карьеру. В этом журнале Пунин впервые пробует свои силы в качестве художественного критика: он пишет статью «К проблеме византийского искусства». В эти же годы участвует в редакции отдела искусства журнала «Северные записки», становится членом редакционной комиссии сборников «Русская икона»[4].

С 1913 по 1917 год работал в Русском музее в качестве ученого регистратора по отделению древнерусской живописи. Пунин был приглашён на работу ещё студентом: фактически он стал одним из организаторов древнерусского отдела музея[5].

Вместе с В. Маяковским, О. Бриком и Э. Шталбергом входит в редакционный совет газеты «Искусство коммуны» (октябрь 1918 года)[6].