Пути русского богословия


«Пути́ ру́сского богосло́вия» — программное религиозно-философское произведение Георгия Флоровского, впервые изданное в 1937 году в годы его пребывания в Париже[1]. В своей работе Флоровский стремиться рассмотреть всю русскую духовную мысль с позиций византийской мысли, которую он рассматривает как главное мерило правильности или ошибочности[2]. В книге утверждаются идеи неопатристического синтеза (хотя сам термин не используется). Книга была переиздана в 1981 году и впоследствии многократно переиздавалась, приобретя репутацию основного библиографического справочника по истории русской богословской и религиозно-философской мысли[3]. До начала XXI века именно данный труд с содержавшимися в нём взглядами, в том числе концепцией «западного пленения» русского богословия, определял расстановки акцентов и оценок при его изучении. Их существенный пересмотр осуществляется лишь в последнее время благодаря трудам протоиерея Павла Хондзинского по истории богословия и Н. Ю. Суховой по истории богословского образования в России[4].

Флоровский уже с юности хотел написать книгу по истории русской мысли. В письме к о. Павлу Флоренскому от 30 июля 1912 года он пишсал: «Моя мечта — изучение всей русской мысли в ее истории, изучение русской философии в ее генезисе, развитии и status quo. Хватит ли моих сил на это, но я буду работать пока хватит. Много других планов работы у меня есть, и я несколько колеблюсь между ними». А в письме к чешскому слависту Иржи Поливке от 6 июля 1921 года он сообщал, что «уже давно <…> пришел к убеждению в необходимости пересмотра сложившихся представлений о ходе развития русской историософической мысли, исподволь разбирая материал по этому вопросу, составил совершенно определённый план книги, посвященной этой теме». Непосредственная работа над «Путями…» заняла шесть лет, с 1930 по 1936 года[5]. Жена Флоровского рассказывала, в период написания книги издательство YMCA-Press заказало Флоровскому рукопись объёмом в 35 академических листов «и даже, вопреки обычаю тех лет, выплатило аванс. Прошёл год, но к выполнению заказа Флоровский так и не приступил; и Ксения Ивановна начала беспокоиться; ее беспокойство было связано с тем обстоятельством, что деньги, заплаченные вперед, были уже потрачены. <..> Но однажды, сказала она, муж вдруг сел писать. И, начавши, писал и писал, не останавливаясь, а когда закончил, оказалось, что объем написанного значительно больше, чем было оговорено издательством»[6]. В письме редактору «Современных записок» В. В. Рудневу от 15 февраля 1936 года Флоровский писал: «Меня заставили кончить мою книгу в несколько дней, практически мне пришлось написать около 30 печатных страниц за 8 дней, да притом довольно сложного содержания. При такой работе я потерял всякое чувство ответственности, несколько ночей не спав кряду»[7].