Пфицнер, Ханс


Ханс Пфи́цнер (также Ганс; нем. Hans Pfitzner; 5 мая 1869[1][2][…], Москва, Российская империя[3][3] — 22 мая 1949[3], Зальцбург, Австрия[3]) — немецкий композитор, дирижёр и публицист.

Сын скрипача из оркестра Большого театра (Москва). В 1872 семья переехала во Франкфурт. Первую песню написал в 1884 году. Учился у И. Кнорра и Х. Римана. С 1892 года преподавал музыку, с 1908 года — директор Консерватории в Страсбурге, в 1910—26 годах — директор Муниципальной оперы в Страсбурге. В 1920—29 годах преподавал композицию в Берлинской академии искусств, в 1929—34 годах — в Академии музыки в Мюнхене. В 1934 награждён медалью Гёте. В 1944 году переехал в Вену, где скончался. Среди учеников Пфицнера — выдающиеся дирижёры и композиторы, в том числе О. Клемперер, К. Орф, Ш. Мюнш.

В своих музыкальных сочинениях Пфицнер развивал эстетику позднего романтизма. Известность ему принесла опера «Палестрина» (пост. 1917, Мюнхен; на собственное либретто), написанная в традициях Р. Вагнера. Среди известных сочинений Пфицнера в других жанрах кантата «О немецкой душе» (1921, на стихи Й. Эйхендорфа), фортепианный концерт Es-dur (1922), скрипичный концерт h-moll (1923), струнный квартет cis-moll (1925).

Отношение Пфицнера к нацизму было противоречивым и неоднократно специально рассматривалось в научной литературе[4][5].

С одной стороны, в публицистике композитор неоднократно проявлял себя как убеждённый консерватор и националист. В книге «Новая эстетика музыкальной импотенции» (1920) выступал против нивелирования национального своеобразия в музыке, как авангардной тенденции; против «обобщённой мелодии, которая принадлежит одновременно всем и никому»[6]. Слово «интернационализм» для Пфицнера было бранным («американско-интернациональная вульгарщина»)[7]. Причиной расцвета «музыкальной импотенции», антинационального, «коммунистического» движения в искусстве в целом, по мнению Пфицнера, был «международно-еврейский дух» (нем. judisch-internationaler Geist)[8]. «Антинемецкое» для Пфицнера было синонимом «атональности, интернационализма, американизма, немецкого пацифизма. Оно угрожает нашему существованию, со всех сторон штурмует нашу культуру, а с ней и европейскую [культуру в целом]»[9].

С другой стороны, отношения Пфицнера с нацистами в общем не сложились. Ещё в 1923 году он познакомился с Гитлером (по желанию последнего), однако Гитлер был разочарован этой встречей, поскольку Пфицнер сразу же ввязался с ним в политический спор. Как до, так и после прихода нацистов к власти, Пфицнер, который был известен целым рядом антисемитских высказываний, тем не менее неоднократно демонстрировал готовность делать исключения из своих убеждений «во благо музыки», например: