РД-107


РД-107 (индекс 8Д74) — жидкостный ракетный двигатель, созданный для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 в ОКБ-456. Используется на каждом боковом блоке первой ступени всех ракет-носителей семейства «Союз».

Двигатель был разработан ОКБ-456. С помощью двигателя РД-107 и его модификаций были обеспечены успешные полёты искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, автоматических станций на Луну, Венеру, Марс и пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз». Именно эти двигатели впервые в истории вывели в космос искусственный спутник и человека.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года в СССР были начаты работы по изучению опыта Германии в проектировании и производстве двигателей ракет V-2. Хронологическими и частично техническими предшественниками двигателей РД-107 и РД-108 были двигатели РД-100, РД-103, РД-105, РД-106. В результате проведенных работ над этими ракетами было обеспечено успешное создание двигателей РД-107/108[3].

Разработка двигателей для первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 началась в 1954 году и потребовала три года. Р-7 была жидкостной двухступенчатой ракетой. Каждый блок первой ступени содержал двигатели РД-107, которые располагались симметрично вокруг центрального блока второй ступени. Каждый двигатель имел шесть камер сгорания, две из которых являлись рулевыми.

На РД-107 конструктивно основан двигатель РД-108. Запуск двигателей обеих ступеней происходил в одно время при помощи пирозажигательных устройств в каждой из 32 камер сгорания. Модификации двигателей и сейчас используются при оснащении ракет. В общей сложности при помощи двигателя РД-108 было поднято в космос более 1800 ракет-носителей[4].

Серийное производство двигателей было налажено под руководством директора завода №24 Петра Денисовича Лаврентьева в кратчайшие сроки освоил производство новой техники — жидкостных ракетных двигателей РД-107 и РД-108[5].