Русское общество пароходства и торговли


Ру́сское о́бщество парохо́дства и торго́вли (РОПиТ) — российская судоходная компания. Основана в 1856 году для обеспечения торгового судоходства в Причерноморье. Хотя это был коммерческий проект, его успех опирался на значительные государственные субсидии: на рубеже XIX—XX веков РОПиТ стала крупнейшей пароходной компанией Черноморского бассейна. Суда компании также предназначались для применения в качестве судов вспомогательного флота в военное время[1].

В 1856 году российские предприниматели, капитан 1-го ранга Николай Аркас и чиновник Николай Новосельский, предложили Министерству финансов Российской империи создать на Чёрном море частное пароходное общество «с целью развития торговли и почтовых сообщений южного края с иностранными и русскими портами». Правительство Российской империи поддержало инициативу Аркаса и Новосельского, усмотрев в ней «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, ещё небывалого в нашем отечестве». 3 августа того же 1856 года император Александр II своим указом Высочайше утвердил Устав акционерной компании «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Как явствует из 2-го параграфа I раздела Устава (Цель, обязанности и права Общества) «Русское Общество пароходства и торговли по примеру Российско-Американской компании, состоит под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством»[3]. Штаб-квартира новой компании разместилась в Одессе. Руководителем общества стал Н. А. Аркас. Половина членов правления были назначены правительством, которое предоставило компании заём на 20 лет. Также было решено выплачивать обществу ежегодное пособие на ремонт пароходов и ежегодную дотацию в виде помильной платы.

Одной из причин такой активной поддержки инициативы Аркаса и Новосельского стал Парижский мирный договор, подписанный в марте 1856 года и поставивший точку в Крымской войне. XI статья этого договора предусматривала «нейтрализацию Чёрного моря», запрещавшая черноморским державам иметь на Чёрном море военные флоты. Эта статья ставила Россию в неравноправное положение с Османской империей, которая полностью сохранила свои военно-морские силы, просто разместив их в Мраморном и Средиземном морях, откуда их можно было быстро переместить в Чёрное через контролируемые ею Босфор и Дарданеллы. Властям России, лишившихся возможности иметь свой военный флот на Чёрном море, пришлось идти обходным путём. Поэтому перед новорождённым РОПиТ помимо развития торгового судоходства, была негласно поставлена и другая задача. Общество должно было строить торговые суда, которые в случае войны могли бы выполнять боевые задачи, а также создать и поддерживать базу (экипажи, порты и ремонтные предприятия), необходимые для быстрого воссоздания Черноморского флота.