Капитан 1-го ранга


Капита́н 1-го ра́нга — морской штаб-офицерский чин[1], в Военно-морском флоте (ВМФ) Вооружённых Сил (ВС) Российской империи, персональное корабельное воинское звание в ВМФ ВС Союза Советских Социалистических Республик, Российской Федерации и в некоторых других бывших республик Советского Союза.

Чин был введён в России Петром I в 1713 году. В 1732 году по решению Воинской морской комиссии деление капитанского чина на ранги было отменено и до 1751 года чину капитана 1-го ранга соответствовал чин «флота капитан» («от/по флоту капитан») или «капитан ранга полковничьего». Деление на ранги было восстановлено 5 (16) сентября 1751 года. Предельный возраст нахождения в чине капитан 1-го ранга Русского флота составлял 55 лет[4].

В ВМФ ВС СССР для инженеров корабельной службы было установлено звание Инженер-капитан 1 ранга (в разные годы — «капитан 1-го ранга-инженер», «капитан-инженер 1-го ранга»). Остальным военнослужащим ВМФ берегового состава (медицинской службы, химической службы, морской пехоты, морской авиации), присваивалось звание полковник.

В классификации НАТО аналогичные звания кодируются как OF-5. В военно-морских флотах англоязычных стран эквивалентное звание обычно называется «капитан» (англ. Captain) (для отличия от армейского звания «капитан» часто транскрибируется как «кэптен»); во франкоязычных — «капитэн де вассо» (фр. Capitaine de vaisseau, «капитан корабля»). В германском флоте эквивалентное звание звучит как нем. Kapitän zur See[5] («капитен цур зее», букв. «капитан моря»), в испаноязычных исп. Capitán de navío («капитан де навио», букв. «капитан [линейного] корабля»), в португалоязычных — порт. Capitão de mar e guerra («капитау ди мар и герра», букв. «капитан моря и боя»), в Дании и Польше — «командор» (соответственно дат. Kommandør и польск. komandor), и т. д. Возможны и другие варианты[6].