РСИ-3


РСИ-3 (радиостанция самолёта-истребителя) — советская авиационная коротковолновая ламповая радиостанция. Одна из первых малогабаритных радиостанций, штатно применяемых на легких самолётах. Выпускалась серийно ориентировочно с 1939 года, в дальнейшем неоднократно дорабатывалась и в результате была заменена более совершенными моделями типа РСИ-4 и др. (см. отдельную статью).

Бортовая радиостанция РСИ-3 — это приемо-передающая симплексная радиотелефонная коротковолновая станция, для радиосвязи с другими самолётами, оборудованными однотипной радиостанцией и для связи с аэродромом, на котором имеется стационарная радиостанция 11-АК.

Передатчик был собран по схеме Доу на двух одинаковых лампах типа 6П3 или 6Л6. Одна лампа выполняла функцию задающего генератора и усилителя мощности. Вторая лампа была модуляторной. Приемник радиостанции — пятиламповый супергетеродин на лампах СБ-242, СБ-258 и три лампы СО-241.

Питание передатчика было от бортовой сети самолёта через умформер РУН-30А, который преобразовывал постоянное напряжение самолётной сети 26 вольт в высокое напряжение 450 вольт, которое затем гасилось сопротивлением до 325 вольт.

Для питания приёмника использовалась т. н. упаковка питания, никак не связанная с бортовой сетью самолёта и включающая два последовательно соединенных накальных щелочных аккумулятора типа 2-НКН-10 емкостью 10 А·ч, и две сухие анодные батареи типа БАС-60 с емкостью 0,5 А·ч.

В шлемофон лётчика были встроены два соединённых последовательно головных высокоомных телефона ТА-2 (2х2000 ом). На шею лётчика одевался «ошейник» с двумя встроенными угольными ларингофонами ЛА-2 — специальный ремешок, подшитый к шлему. В случае, если самолёт оборудовался только радиоприёмником, ларингофоны не применялись.