Рабби Ишмаэль


Ишмаэль бен Элиша (в Талмуде обычно рабби Ишмаэль ивр. רבי ישמעאל‎), танна, один из ведущих ученых иешивы в Явне[1].

Ишмаэль происходил из богатого рода коэнов в Верхней Галилее[2][3]; возможно, являлся потомком первосвященника[4], которого также звали Ишмаэль бен Элиша.

После первой Иудейской войны (66-73 гг. н. э.), будучи ещё ребёнком, увезен как пленник в Рим. Там его выкупил рабби Иехошуа бен Ханания[5] и взял его с собой в Эрец-Исраэль. Позже, наряду с рабби Нехуния бен ха-Кана, стал его учителем.

Ишмаэль бен Элиша жил в Кфар-Азизе (около Хеврона). Два его сына умерли при жизни отца[6]. В иешиве Явне Ишмаэль бен Элиша, рано проявил себя, и сблизился с рабби Акивой, несмотря на то, что почти всегда расходился с ним во мнениях по вопросам Галахи, Аггады и [методов толкования Писания.

Созданные ими школы галахической интерпретации предписаний Торы основном расходились в том, что рабби Акива стремился извлечь галахическое постановление из отдельных слов, даже отдельных букв библейского текста, в то время как Ишмаэль бен Элиша руководствовался принципом «дибра Тора ки-лешон бней адам»[7] и поэтому считал, что нельзя основывать галахические выводы на повторении слова в библейском стихе или стилистических и грамматических особенностях библейского текста. Кроме многочисленных отдельных галахических постановлений самого Ишмаэля бен Элиши, в его школе были созданы два сборника галахических мидрашей — Мехилта к книге Исход и Сифрей к книге Числа и к части книги Второзаконие.

Ишмаэль бен Элиша стал особенно известен благодая разработанной им системой тринадцати правил герменевтики. Толкуя библейский стих, Ишмаэль бен Элиша преимущественно старался уточнить его смысл, и почти не обращал внимания на форму изложения.