Рабы Микеланджело


«Рабы» (итал. prigioni — пленники) — знаменитые скульптуры, созданные прославленным мастером Микеланджело Буонарроти, хранящиеся в различных музеях Европы. Были предназначены для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в соборе Святого Петра в Ватикане. Макет незавершённого надгробия смонтирован в 1545 году в правом трансепте римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святого Петра в веригах»).

Папа римский Юлий II скончался 21 февраля 1513 года в возрасте 69 лет от лихорадки и был похоронен в соборе Святого Петра. Его останки, вместе с прахом его дяди Сикста IV, позднее были осквернены во время разграбления Рима в 1527 году. Ныне они покоятся в Соборе Святого Петра в передней части памятника папе Клименту X. Церкви «Святого Петра в веригах» на Эсквилине покровительствовала семья Делла Ровере, из которой происходил папа Юлий, в ней он служил титулярным кардиналом. Поэтому именно в этой церкви, в её правом трансепте, в 1545 году решили разместить часть скульптур несостоявшегося надгробия.

Проект надгробия Юлия II претерпел несколько вариантов (достоверно известно пять). В соответствии с первым и вторым вариантами проекта снаружи со всех сторон гробницу должны были окружать около сорока статуй. «Согласно идеям неоплатонической философии они были призваны символизировать восхождение человеческой души к небу. Статуи нижнего яруса воплощали триумф апостольской церкви над язычниками и еретиками»[1]. По свидетельству Асканио Кондиви, ученика и помощника Микеланджело, скованные фигуры «пленников» (итал. prigioni) — ныне они именуются «рабами» — должны были олицетворять свободные искусства. Компактностью силуэта эти статуи подчёркивали вертикальные пилястры, к которым они прислонялись спиной. В двух боковых нишах первого яруса предполагалось разместить статуи Побед, а в средней части —дверь, ведущую внутрь, в погребальную камеру, оформленную в виде капеллы. Второй ярус композиции воплощал идею торжества учения — Ветхого и Нового Завета. На переднем и заднем фасадах второго яруса Микеланджело предполагал установить фигуры пророка Моисея, Святого апостола Павла и две аллегорические статуи: «Жизнь деятельная» (направленная на процветание и прославление церкви) и «Жизнь созерцательная» (устремлённая к постижению Божественной истины и к духовному самосовершенствованию). Эти аллегории олицетворяли ветхозаветные персонажи Лия и Рахиль (в последующих, упрощённых вариантах эти статуи художник перенёс на первый ярус). Под руководством Микеланджело работало много помощников, в том числе Доменико Фанчелли, Раффаелло да Монтелупо и Томмазо Босколи[2].