Раджатарангини


«Раджатарангини» (IAST: Rājataraṃgiṇī, «Поток царей») — хроника, повествующая о древних царях Кашмира, написана на санскрите автором Калханой. Хроника написана примерно в 1147—1149 годах н. э. Хроника описывает прочные традиции кашмирской монархии, но 120 стихов хроники описывают хаос, возникший в правление Калаша, сына Ананта Девы. Даты правления ранних правителей Кашмира, вероятно, даны не точно, но «Раджатарангини» остаётся великолепным источником исторических и этнографических сведений о Кашмире и его соседях.

Широкая долина — Кашмир, также называемая «Кашемир»[1] окружена Великими Гималаями и Пир-Панджалом. Калхана считает долину Кашмира бывшим дном огромного озера. Озеро было осушено великим риши Кашьяпой, сыном Маричи, сыном Брахмы. Риши разрезал холмы Барамулла (Вараха-мула), и вода стекла. Барамулла — «кабаний зуб» по-кашмирски.

Благодаря плодородной почве и умеренному климату, долина богата рисом, овощами и разными фруктами, а также шерстью. Кашмир был обитаем с доисторических времён, иногда был независим, иногда подчинялся завоевателям: Бактрии, Тибету, монголам, пришедшим через горы с севера, и завоевателям из долины Инда или Ганга — с юга. В разные времена здесь господствовали вероисповедания: анимизм, индуизм, буддизм, ислам.

Калхана (XII век) — кашмирский риши и автор «Раджатарангини», первый известный нам историк Кашмира. Фактически Марк Аурель Стейн, переводивший «Раджатарангини», называл «Раджатарангини» единственной достоверной хроникой на санскрите. О Калхане известно из его же книги. Его отец Чампака был министром при дворе махараджи Кашмира Харши.

Во вступлении Таранга Калхана излагает свою позицию относительно содержания хроники. Стейн перевёл это так[2]:

Несмотря на обозначенные принципы и незаменимость летописи Калханы, его работа содержит много неточностей. В первых трёх книгах есть серьёзные несоответствия и нет признаков подлинности. Например, Ранадитья правил 300 лет. Тороману правил спустя 700 лет после своего отца[3]. Хотя известно, что Михиракула был сыном Торамана. Но с IV книги хроника становится правдоподобной.