Радуга тяготения


«Радуга тяготения» (англ. Gravity’s Rainbow) — постмодернистский роман Томаса Пинчона, впервые опубликованный 28 февраля 1973 года.

Сюжет разворачивается в Европе в конце Второй мировой войны, в центрах по разработке, производству и отправке ракет Фау-2 для немецких войск, где несколько персонажей отправляются на поиски раскрытия секрета таинственного устройства под названием «Schwarzgerät» («черный блок»), который будет установлен на ракете с серийным номером «00000».

«Радуга тяготения» представляет жанр трансгрессивной литературы, подвергая сомнениям и инвертируя социальные стандарты девиантности и отвращения[1], преступая границы западной культуры и мышления[2][3]. Роман часто отклоняется от традиционных элементов сюжета и развития персонажей, придавая большее значение специализированным знаниям самого широкого спектра дисциплин.

Роман получил высокие похвалы за инновации и сложность, но также и достаточное количество критики. В 1974 году «Радуга тяготения» выдвинута на Пулитцеровскую премию. Трое членов жюри проголосовали «за», остальные одиннадцать — «против» — в результате номинация в том году осталась без призёра[4]. В 1973 году роман номинирован на премию Небьюла в номинации «лучший роман»[5] и разделил в 1974 году приз U.S. National Book Award в номинации «художественная литература» со сборником «Корона из перьев и другие рассказы» Исаака Башевиса Зингера[6]. С момента публикации «Радуга тяготения» породила огромное количество литературной критики и комментариев, в том числе два руководства для читателей и несколько интернет-согласований. Роман часто называют главным произведением Томаса Пинчона[7].

«Радуга тяготения» включена в список «100 лучших романов всех времен»[8] (лучшие англоязычные романы с 1923 по 2005 годы по версии Time) и, по мнению некоторых критиков, является одним из величайших американских романов[9].

Название романа происходит от «радугообразной» параболической траектории ракеты Фау-2, создаваемой движением под действием силы тяжести после выключения двигателя; и также может являться указанием на «форму» сюжета, которую многие критики находят круговой или циклической, как истинная форма радуги. Это следует литературным традициям романов «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса и «Человек доверия» Германа Мелвилла[10].