Разумные животные


Разумные (говорящие) животные — волшебные животные, встречающиеся в мифах, легендах, сказках, фэнтези и научной фантастике. Они могут выглядеть как обычные животные или быть антропоморфными. Действие историй о них происходит как среди людей, так и в их собственном вымышленном мире[1][2].

Говорящие животные часто встречаются в мифах и легендах. В них они в основном выступают в качестве лиминальных существ[en], обозначающих некоторую границу, которую должен преодолеть герой[1].

В виде животных часто изображались боги и духи в традиционных религиях, например, бог-паук Ананси у акан или обезьяноподобный Хануман в индуизме[2]. В представлениях славян животные сближались с демоническими персонажами и могли служить их воплощением[3].

Говорящие животные являются частыми героями волшебных сказок и сказок о животных в культурах всех народов мира, от историй об обезьянах в шумерийском эпосе до сказки «Кот в сапогах»[4].

Начиная с Эзопа и «Панчатантры», говорящие животные являются главными героями басен, в которых они используются для передачи людских качеств.[2][4][5][6] В баснях обычно не обращается внимание на реальные характеристики животных, вместо этого используются такие стереотипы как хитрый кот, коварный змей, лис-трикстер, глупый учёный осёл и т. п.[4] Животный эпос был распространён в западной средневековой литературе, например, в «Романе о Лисе» XII—XIV веков, где алчный волк изображал рыцаря, лев — короля, а хитрый лис Ренар — горожанина.[2][4][5] В китайском романе «Путешествие на Запад» У Чэнъэня (1590-е) главное действующее лицо — царь обезьян Сунь Укун.[4][5] Закрепил такой подход Жан де Лафонтен в своих баснях.[2][4][6] В русской литературе самый известный автор басен — Иван Крылов.[2][6] Среди более поздних произведений, где разумные животные используются в качестве сатиры и аллегории на людей, можно назвать повесть-антиутопию «Скотный двор» Джорджа Оруэлла (1945), в которой животные на ферме восстают против хозяина, но образованное ими общество из свободного вскоре превращается в тоталитарное.[2][4][7] При помощи разговаривающих животных метафорически изображается человеческое общество, что помогает людям взглянуть на себя со стороны.[2][4]