Райс, Исаак


Исаак Райс (англ. Isaac Leopold Rice; 22 февраля 1850[1], Вахенхайм, Бад-Дюркхайм — 2 ноября 1915[1], Нью-Йорк, Нью-Йорк) — американский предприниматель, инвестор, музыковед, писатель и шахматный меценат (автор шахматного дебюта — гамбит Райса) еврейского происхождения.

В 1856 году вместе с матерью эмигрировал в США. Учился в Центральной школе в Филадельфии и в девятнадцать лет был отправлен в Париж, где в течение трех лет изучал музыку. Во Франции писал статьи и рассказы, отсылая их в филадельфийские газеты. В 1868 году он переехал в Англию, где стал преподавателем музыки и языков. Вернувшись в Америку, жил в Филадельфии, позже переехал в Нью-Йорк; здесь практиковал в музыке, после чего учился на адвоката в юридическом колледже Колумбийского университета. По его окончании, с 1880 года, Райс занимался юридической практикой в течение последующих десяти лет.

В своей юридической практике он занимался транспортным бизнесом, преимущественно в области динамично развивающихся железных дорог. Считался одним из самых способных специалистов в области законодательства по железным дорогам Соединенных Штатов, работал преимущественно с компанией Reading Company в штате Пенсильвания.

Затем Исаак Райс был приглашен в издательскую компанию, которая решила заниматься печатью музыкальной литературы. В 1885 году он основал журнал The Forum, который просуществовал до 1950 года. В 1892 году Райс спас от банкротства Electro-Dynamic Company и стал её совладельцем вместе с американским изобретателем William Woodnut Griscom. В 1897 году он стал первым президентом компании Electric Storage Battery (ныне Exide). Он стал также организатором и совладельцем ряда других американских компаний — Electric Vehicle Company, Car Lighting and Power Company, American Casein Company, Consolidated Rubber Tire Company и другие.[3]

Будучи президентом Electric Storage Battery, Райс узнал о попытках (несмотря на финансовые трудности) установки на первых подводных лодках ВМС США электрических двигателей для подводного хода (для надводного движения использовался двигатель внутреннего сгорания). Когда в 1897 году было спущена на воду субмарина Holland, компания Holland Torpedo Boat Company американского инженера и изобретателя Джона Голланда и конструктора морских судов Льюиса Никсона (англ. Lewis Nixon) начала испытывать проблемы с финансированием, и Исаак Райс приобрёл её, переименовав в Electric Boat Company. После длительных переговоров и испытаний ВМС США приобрели эту подлодку, которая положила начало американскому подводному флоту (класса «Плунжер[англ.]»). В этом же году Райс добавил в свой семейный бизнес компанию Electric Launch Company (ныне Elco).