Инженерная бригада


Инженерная бригада РВГК — форма организации инженерных войск Резерва Верховного Главнокомандования существовавшая в Красной Армии во время Великой Отечественной войны, а в послевоенный период — ракетных соединений, вплоть до создания Ракетных войск стратегического назначения СССР.

Всего существовало три инженерные бригады: 45-я, 46-я, 47-я. Все они были сформированы в октябре 1942 года на Дальневосточном фронте. В состав каждой из них входили: управление бригады (54 человека, штат № 012/113) и 3-4 различных батальона (инженерных, мотоинженерных, электротехнических или инженерных заграждений).

Весной 1945 года 45-я инженерная бригада была переформирована в 27-ю инженерно-сапёрную бригаду, а 46-я и 47-я в — в моторизованные инженерные бригады РВГК с теми же номерами.

Инженерные бригады резерва Верховного главного командования как ракетные соединения, предназначенные для эксплуатации, поддержания в готовности к боевому применению и собственно боевого применения ракетных комплексов, были сформированы в соответствии с директивой Генерального штаба от 26 февраля 1953 года. Создание инженерных бригад стало результатом развития в период 1946—1953 годов ракетного вооружения, организационно-штатной структуры, организации боевого дежурства и боевой подготовки личного состава ракетных соединений. В военной литературе для обозначения бригады применялось сокращение «ибр».

В феврале — марте 1953 года ранее сформированные ракетные соединения — бригады особого назначения РВГК (БрОН, БОН) получили новую нумерацию и наименования:

Тогда же сформированы две новые бригады — 77-я (Капустин Яр, с октября 1953 года — Новые Белокоровичи Житомирской области) и 80-я инженерные бригады. 23 июня 1955 года в городе Клинцы Брянской области была сформирована 233-я инженерная бригада РВГК, 80 ибр в том же году стала учебной.